План работы методических объединений
для воспитателей первых младших групп
учреждений дошкольного образования
на 2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Для эффективности образовательного процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Необходимость создания таких методов обосновывалась еще в работах многих педагогов, что возможно на базе знания предмета и возрастных особенностей детей (П.Ф.Каптерев), деятельностных категорий (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов), а также обобщения педагогического опыта (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина и др.). Поэтому в работе методических объединений отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей раннего возраста.
Следует отметить, что очень важно создание образовательной среды, в которой будет реализовываться творческий потенциал педагогов, систематизироваться знания по существующим проблемам, обмен опытом работы среди педагогов дошкольных учреждений района, обсуждением отклонений в учебно – воспитательном процессе и внесении корректив в работу каждого педагога.
Весь процесс работы методических объединений предполагает повышение профессионального уровня каждого педагога с учетом достижений современной науки и передовой педагогической практики
Актуальность проблемы (темы):
Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно – действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир.
Своевременное и полноценное формирование речи в данном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенком общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Особое значение в развитии детей имеет эмоциональное состояние маленького человечка и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения, они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти на помощь другу.
В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами серьезное внимание необходимо уделять развитию двигательной активности. Ведь давно известно, что движение – залог умственного и физического развития. Следует отметить тесную связь – эмоций, движения и речи. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Развитием мелкой моторики и координации движений детей раннего возраста могут заниматься и родители. С прихода ребенка в детский сад должно прослеживаться тесное сотрудничество с семьей в речевом развитии, иначе все усилия педагогов будут недостаточны. Совместная работа с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
При систематической работе по развитию моторики руки значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется активный и пассивный словарь.
Цель методического объединения: Координация работы педагогов, повышение их квалификации.
Задачи: 1.Познакомить с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов.
2. Расширить знания педагогов о новых подходах к организации образовательного процесса.
3. Стимулировать педагога повышением профессионального мастерства.
Предполагаемые результаты:
- Углублены теоретические знания педагогов о развитии детей раннего возраста
- Выработана на основе анализа собственной деятельности умение определить проблему и найти пути ее решения
- Повышен уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов по организации и ведению образовательной работы.
№ п/п | Форма проведения | Содержание мероприятия (тема, цель, формы)
| Место проведения | Дата проведения | Ответственные |
1 | Семинар
| Тема: Речь и речевое общение. 1.Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста Педагог-психолог Гордейчик Т.А. 2.Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей 3.Создание оптимальных условий для успешного развития речи детей в условиях учреждения дошкольного образования. Воспитатель Корзун С.А. 4.Советы родителям 5.Рефлексия «Дельта» | Ясли-сад №5 г.Слуцка | 26.11.2014 | Макаренко Л.М., методист
Пенязь О.В., руководитель МО |
2 | Семинар | Тема: Рука развивает мозг. 1.Влияние развития мелкой и общей моторики руки на речь детей. Учитель-дефектолог Герман С.Н. 2.Наличие методических пособий и игрового материала для развития моторики как одного из успешных условий развития речи 3.Сочетание пальчиковых игр и упражнений в работе (показ использования в работе элементов пальчиковой гимнастики) 4. Рефлексия. | Ясли-сад №5 г.Слуцка | 24.02.2015 | Макаренко Л.М., методист
Пенязь О.В., руководитель МО |
3 | Семинар | Тема: Эмоции, движение и речь. 1.Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка раннего возраста. Воспитатель Бородинская Е.М. 2.Реализация образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения. 3.Просмотр занятия в первой младшей группе (видеозапись) Воспитатель Корзун С.А. 4.Игра «Футбольное поле» - Соотнести свои индивидуальные оценки с мнениями других участников. | Ясли-сад №5 г.Слуцка | 28.04.2015 | Макаренко Л.М., методист
Пенязь О.В., руководитель МО |
Руководитель (подпись) О.В.Пенязь