Обобщение опыта

В помощь педагогу

 

 

Примерная памятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта (по Н. И. Дереклеевой)

Уважаемые педагоги!

С первых дней своей работы в школе помните о том, накопленный вами с годами профессиональный опыт может помочь кому-то в организации урока, внеклассного мероприятия. Стремитесь к тому, чтобы ваши уникальные исследования, наработки стали хорошим подспорьем в работе ваших коллег.

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: — планы, конспекты, дидактические пособия; — сочинения учащихся, их вопросы, ответы; — свои наблюдения за развитием школьника; — собственные наблюдения по итогам своей деятельности; — отмечайте при этом свои сомнения, неудачи. 

3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.

4. Старайтесь формулировать тему своего исследования как можно точнее, конкретнее.

5. Попытайтесь сами определить тему своего обобщения.

6. Учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности. Это могут быть такие формы, как: — реферат; — доклад; — статья; — научная работа; — теоретическое сопровождение к методическому планированию и дидактическим материалам (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки).

7. Составьте план обобщения собственного опыта.

8. Тезисно анализируйте результаты выполнения каждого пункта плана.

9. Излагайте в плане факты, подтверждающие, или опровергающие ваши выводы.

10. Работая над текстом описания своего опыта, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия

11. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

12. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

13. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — его результат. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

14. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.), сопроводив их краткими разъяснениями.

15. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по учебно-методической работе.

16. Помните, что обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания учащихся.

 

свернуть

Возможные приложения к опыту, представленному в портфолио педагога

Приложение №1 к разделу «Введение»

Объём введения должен быть не более 5 страниц компьютерного текста.

1. Название (тема) Из названия должно быть ясно, какой опыт описывается: опыт управления, опыт изучения темы, опыт проведения урока или серии уроков, методика организации урочных или внеурочных занятий, опыт апробации или разработки технологии обучения и т.п.

2. Актуальность опыта Любая педагогическая работа должна быть направлена на повышение качества образования учащихся и педагогического мастерства учителей. Актуальность описываемой работы определяется необходимостью ее использования в учебно-воспитательном процессе в данное время в определенном месте и при определенных условиях для разрешения противоречий между существующими и предлагаемыми путями выхода на новый, более высокий уровень качества образования и работы. Например, актуальность введения в учебный план гимназии спецкурсов по психологии определяется ролью психологических знаний в самоизучении и саморазвитии учащихся и в то же время отсутствием специальных программ, учебников и опыта изучения психологии в школе. Таким образом, в актуальности введения предмета «Психология» в учебный план школы стоит проблема, требующая разрешения, — развитие психологической культуры учащихся.

3. Предметом исследования является процесс формирования определенных знаний и умений учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся в ходе организации и проведения специальной работы, например, работы по введению и изучению в школе психологических курсов.

4. Цель работы (исследования, апробации) — это ответ на вопрос, зачем организована и проводится такая работа. Например, зачем вводить предмет психологии в учебный план школы? — Для развития психологической культуры, для создания условий самоизучения и саморазвития учащихся. Цель определяет средства — составление концепции, программы, организацию семинаров, тренингов и т.п.

5. Основная идея описываемого опыта (проводимого исследования) — основа работы. Идея определяет используемые формы и методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, специальные занятия, изучение результатов деятельности. Если основная идея — изучение себя и пространвание траектории индивидуального развития, то большая часть занятий отводится на усвоение основных понятий и самоанализ, на осмысление своей деятельности, на тренинги личностного роста и рефлексивные практикумы и т.п.

Цель и основная идея опыта работы позволяют сформулировать конкретные задачи, например — разработка программы, подготовка раздаточных материалов; — разработка и организация учебных занятий с использованием конфетных технологий; — проверка в ходе опытно-экспериментальной работы результативности и эффективности предлагаемого содержания и опыта его изучения.

Методы, используемые при реализации задач исследования (описываемого опыта работы) отличаются от с методов работы учителя на конкретном занятии. Здесь используются прежде всего методы: наблюдение, экспериментальное преподавание, анкетирование, диагностика успешности и др.

Новизна опыта (инновационная значимость). Описание того, что было внесено нового автором в практику и теорию педагогической деятельности (методы: приемы, способы, формы, содержание, средства, подходы, система управления и т.п.) Например, система работы по формированию и развитию психологической культуры учащихся и пр.

Теоретическая значимость опыта (исследования). Как описываемый опыт углубляет, развивает, подтверждает педагогические теории обучения, воспитания и развития учащихся.

Практическая значимость опыта. Где и кому будут полезны полученные результаты и опыт их достижения.

Апробация полученных результатов и выводов. Где и как был представлен описываемый опыт (на методическом объединении, на педсовете, на конференции, на открытых занятиях, на заседании экспертной комиссии и т.п.) и какую он получил оценку ученых и практиков?

 

Приложение №2. 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГА

  1. Ф.И.О.___________________________________________ ФОТО        
  2.  Год рождения________________________________________________
  3.  Домашний адрес_____________________________________________
  4.  Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания____
  5.  Специальность по диплому ____________________________________
  6.  Территория, образовательное учреждение, должность________________
  7.  Звания, награды _____________________________________________
  8.  Результаты аттестации __________________________________________
  9.  Участие в профессиональных конкурсах _________________________
  10.  Стаж педагогической работы __________________________________
  11.  Стаж работы в данной должности ______________________________
  12.  Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) ______________
  13.  Имеются ли публикации (выходные данные) _______________________
  14.  Увлечения __________________________________________________
  15.  Педагогическое кредо_________________________________________

Приложение №3 (к основной части)

Основная часть должна содержать 2-3 главы. В конце каждой главы должны быть выводы.

Сущность опыта, его технология содержит характеристику основных элементов данного педагогического опыта. Педагогическая технология: — последовательность действий при осуществлении учебно-воспитательного процесса: подготовительный этап (осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор средств, планирование); этап организации совместной с учащимися деятельности; этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность; — последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в опыте.

Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения: — корректировка содержания (иная логика построения курса); — дифференциация содержания (по уровням сложности и объему); — расширение, углубление содержания (профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т. п.); — другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников: — нетрадиционная система уроков; — оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий); — новые правила, алгоритмы учебной деятельности; — оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта и др.

 

Приложение №4

к разделу «Заключение»

Трудоемкость — необходимые затраты времени и сил учителя и учащихся для получения планируемой результативности. Результативность опыта

1. Это конкретные результаты, которые получены в практике работы после применения данной методики (средства, идеи и т.д.): уровень обучаемости и обученности, уровень воспитанности и социализации учащихся, уровень работоспособности и заболеваемости и т.п.

2. Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.

3. Нерешенные проблемы (возможно, недостатки, недочеты данной методической системы).

Эффективность опыта

Наиболее эффективна та работа, результаты которой можно переносить на другие предметы, классы, школы, в другие условия. Эффективность — это отношение результативности к трудоемкости.

Этапы дальнейшего пути — это пути продолжения работы, перспективы развития того, над чем работал учитель, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.

 

Приложение №5

Список литературы оформляется согласно требованиям ВАК

 

Приложение №6

В приложения можно включить:

1. Конспекты к урокам (не менее, чем 10 уроков)

2. Дидактические материалы________________________________

3. Внеклассная работа_________________________________________

4. Календарное планирование______________________________________________

5. Оригинальные методы, приемы, формы, средства____________________

6. Оценка знаний (по 10-балльной шкале)________________________

7. Оригинальные виды заданий, задач, упражнений____________________

8. Тексты лекций, докладов по данной теме

9. Индивидуальный план самообразовательной деятельности и все практические выходы к нему

10. Памятки_____________________________________

11. Тетрадь ученика__________________________________________

12. Отзывы учителей______________________________________________

13. Отзывы завуча___________________________________________________

14. Самоанализ уроков (2-3 уроков)

15. Мониторинг учебных достижений уч-ся

16. Приложения могут содержать видеоматериалы, фотоматериалы и др.

свернуть

Образцы оформления библиографического описания в списке источников

Образцы оформления библиографического описания

в списке источников 

 Примеры описания самостоятельных изданий

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Котаў, А.Л. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. –  2-е выд. – Мінск: Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.

 

 

Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт,

В.А. Шотт. – Минск: Асар, 2004. – 525 с.

 

 

Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Чикатуева,

Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 413 с.

 

 

Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск: Ин-т аграр. экономики, 2004. – 323 с.

Четыре и более авторов

Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

 

 

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /

И.С. Андреев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. – 1071 с.

 

 

Основы геологии Беларуси / А.С. Махнач [и др.]; НАН Беларуси,

Ин-т геол. наук; под общ. ред. А.С. Махнача. – Минск, 2004. – 391 с.

Коллективный автор

Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь; сост. А.В. Филипович. – Минск: Лоранж-2, 2004. – 393 с.

 

 

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.:

Л.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.

 

 

Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. – М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2002. – 1663 с.

Многотомное издание

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск: Экаперспектыва, 2000‑2005. – 6 т.

 

Гісторыя Беларуси: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск: Экаперспектыва, 2000‑2005. – Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVIIXVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с.; Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIIIпачатак XX ст.)

/ М. Біч [і інш.]. – 2005. – 518 с.

 

 

Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. –Мінск: Беларус. навука, 2001. – 3 т.

Отдельный том в многотомном издании

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск: Экаперспектыва, 2000‑2005. – Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVIIXVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с.

 

 

Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск: Экаперспектыва, 2000‑2005. – Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII‑пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. –2005. – 518 с.

 

 

Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. –Мінск: Беларус. навука, 2001. – Т. 1: Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751 с.

 

 

Российский государственный архив древних актов: путеводитель:

в 4 т. / сост.: М.В. Бабич, Ю.М. Эскин. – М.: Археогр. центр, 1997. –

Т. 3,ч. 1. – 720 с.

Законы и законодательные материалы

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. –

48 с.

 

 

Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2005. – 56 с.

 

 

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.

 

 

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 83 с.

Сборник статей, трудов

Информационное обеспечение науки Беларуси: к 80-летию со дня основания ЦНБ им. Я.Коласа НАН Беларуси: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Центр, науч. б-ка; редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.)     [и др.]. – Минск, 2004. – 174 с.

 

 

Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии; науч. ред. В.В. Лелевич. – Гродно, 2004. – 223 с.

Сборники без общего заглавия

Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер; пер. О.Р. Демидовой. Идеологические источники радиатора "роллс-ройса" / Э. Панофский; пер. Л.Н. Житковой. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 318 с.

 

 

Материалы конференций

Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию: материалы 7 Междунар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Санкт-Петербург,

23-25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. И.П. Бойко

[и др.]. – СПб., 2005. – 395 с.

 

 

Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. –239 с.

Инструкция

Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками: утв. Правлением Нац. банка Респ. Беларусь 30.04.04: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 23 с.

 

 

Инструкция по исполнительному производству: утв. М-вом юстиции Респ. Беларусь 20.12.04. – Минск: Дикта, 2005. – 94 с.

Учебно-методические материалы

Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларуь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.

 

 

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: учеб.-метод, пособие: в 3 ч. / Акад. последиплом. образования; авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск, 2004. – Ч. 2: Сказкотерапевтические технологии. – 84 с.

 

 

Корнеева, И.Л. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч.

/ И.Л. Корнеева. – М.: РИОР, 2004. – Ч. 2. – 182 с.

 

 

Философия и методология науки: учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. –Минск: Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.

Информационные издания

Реклама на рубеже тысячелетий: ретросп. библиогр. указ. (1998–2003) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. публич. науч.-техн. б-ка России; сост.: В.В. Климова,

О.М. Мещеркина. – М., 2004. – 288 с.

 

 

Щадов, И.М. Технолого-экономическая оценка экологизации угледобывающего комплекса Восточной Сибири и Забайкалья

/ И.М. Щадов. – М.: ЦНИЭИуголь, 1992. – 48 с. – (Обзорная информация / Центр, науч.-исслед. ин-т экономики и науч.-техн. информ. угол, пром-сти).

Каталог

Каталог жесткокрылых (Coleoptera, Insecta) Беларуси

/ О.Р. Александрович [и др.]; Фонд фундам. исслед. Респ. Беларусь. –Минск, 1996.103 с.

 

 

Памятные и инвестиционные монеты России из драгоценных металлов, 1921–2003: каталог-справочник / ред.-сост.

Л.М. Пряжникова. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2004. – 462 с.

Авторское свидетельство

Инерциальный волнограф: а. с. 1696865 СССР, МКИ5 G 01 С 13/00 / Ю.В. Дубинский, Н.Ю. Мордашова, А.В. Ференц; Казан, авиац.

ин-т. – № 4497433; заявл. 24.10.88; опубл. 07.12.91 // Открытия. Изобрет. – 1991. – № 45. – С. 28.

 

Патент

Способ получения сульфокатионита: пат. 6210 Респ. Беларусь, МПК7 С 08 J 5/20, С 08 G 2/30 / Л.М. Ляхнович, С.В. Покровская, И.В. Волкова, С.М. Ткачев; заявитель Полоц. гос. ун-т. –

№ а 0000011; заявл. 04.01.00; опубл. 30.06.04 // Афіцыйны бюл.

/ Нац. цэнтр інтэлектуал. уласнасці. – 2004. – № 2. – С. 174.

Стандарт

Безопасность оборудования. Термины и определения: ГОСТ ЕН 1070–2003. – Введ. 01.09.04. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. – 21 с.

Нормативно-технические документы

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения = Нацыянальная сістэма пацвярджэння адпаведнасці Рэспублікі Беларусь. Парадак дэкларавання адпаведнасці прадукцыі. Асноўныя палажэнні: ТКП 5.1.032004. –Введ. 01.10.04. – Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. – 9 с.

 

 

Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Порядок проведения экспертизы стандартов: РД РБ 03180.532000. –Введ. 01.09.00. – Минск: Госстандарт: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2000. – 6 с.

Препринт

Губич, Л.В. Подходы к автоматизации проектно-конструкторских работ в швейной промышленности / Л.В. Губич. – Минск, 1994. –

40 с. – (Препринт / Акад. наук Беларуси, Ин-т техн. кибернетики; №3).

 

 

Прогноз миграции радионуклидов в системе водосбор – речная сеть

/ В.В. Скурат [и др.]. – Минск, 2004. – 51 с. – (Препринт / НАН Беларуси, Объед. ин-т энергет. и ядер, исслед. – Сосны; ОИЭЯИ–15).

Отчет о НИР

Разработка и внедрение диагностикума аденовирусной инфекции птиц: отчет о НИР (заключ.) / Всесоюз. науч.-исслед. ветеринар. ин-т птицеводства; рук. темы А.Ф. Прохоров. – М., 1989. – 14 с. –№ ГР 01870082247.

 

 

Комплексное (хирургическое) лечение послеоперационных и рецидивных вентральных грыж больших и огромных размеров: отчет о НИР / Гродн. гос. мед. ин-т; рук. В.М. Колтонюк. – Гродно, 1994. – 42 с. –№ ГР 1993310.

Автореферат диссертации

Иволгина, Н.В. Оценка интеллектуальной собственности: на примере интеллектуальной промышленной собственности: автореф. ... дис. канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05 / Н.В. Иволгина; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с.

 

 

Шакун, Н.С. Кірыла-Мяфодзіеўская традыцыя на Тураўшчыне: (да праблемы лакальных тыпаў старажытнаславянскай мовы): аўтарэф. дыс. ... канд. філал. навук: 10.02.03 / Н.С. Шакун; Беларус. дзярж.

ун-т. – Мінск, 2005. – 16 с.

Диссертация

Анисимов, П.В. Теоретические поблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01

/ П.В. Анисимов. – Н.Новгород, 2005. – 370 л.

 

 

Лук'янюк, Ю.М. Сучасная беларуская філасофская тэрміналогія: (семантычныя і структурныя аспекты): дыс. ... канд. філал. навук: 10.02.01 / Ю.М. Лук'янюк. – Мінск, 2003. – 129 л.

Депонированные научные работы

Влияние деформации и больших световых потоков на люминесценцию монокристаллов сульфида цинка с микропорами

/ В.Г. Клюев [и др.]; Воронеж, ун-т. – Воронеж, 1993. – 14 с. – Деп. в ВИНИТИ 10.06.93, № 1620-В93 // Журн. приклад, спектроскопии. –1993.– Т. 59, №34. – С. 368.

 

Сагдиев, A.M. О тонкой структуре субарктического фронта в центральной части Тихого океана / A.M. Сагдиев; Рос. акад. наук, Ин-т океанологии. – М., 1992. – 17 с. – Деп. в ВИНИТИ 08.06.92,

№ 1860-82 // РЖ: 09. Геофизика. – 1992. – № 11/12. – 11В68ДЕП. –С. 9.

 

 

Широков, А.А. Исследование возможности контроля состава гальванических сред абсорбционно-спектроскопическим методом

/ А.А. Широков, Г.В. Титова; Рос. акад. наук, Ульян, фил. ин-та радиотехники и электроники. – Ульяновск, 1993. – 12 с. – Деп. в ВИНИТИ 09.06.93, № 1561-В93 // Журн. приклад, спектроскопии. –1993. – № 3–4. – С. 368.

Архивные материалы

1. Архив Гродненского областного суда за 1992г. Дело № 4/8117. 2. Архив суда Центрального района г.Могилева за 2001 г. Уголовное дело № 2/1577

 

 

Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ).

1. Фонд 277. – Оп. 1. – Д. 1295–1734. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Могилевской губернии (имеются планы имений) 18841918 гг.

2. Фонд 277. – Оп. 1. – Д. 802–1294, 4974–4978, 4980–4990, 4994–5000, 5002–5013, 5015–5016. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений)

1884–1918 гг.

3. Фонд 277. – Оп. 2, 5, 6, 7, 8.

Электронные ресурсы

Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва "Большая российская энциклопедия": в 3 т. – Электрон. дан. (486 Мб). – М.: Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM): зв., цв. – Т. 1: Балет. – 1 диск; Т. 2: Опера. – 1 диск; Т. 3: Драма. – 1 диск.

 

Регистр СНГ – 2005: промышленность, полиграфия, торговля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и прогр. (14 Мб). – Минск: Комлев И.Н., 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного

доступа

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. –Дата доступа: 25.01.2006.

 

 

Proceeding of mini-symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / Ed. J.L. Reveal. – College Park M.D., 1996. -Mode of access: http://www.mform.md.edu/PBIO/brum.html. –Date of access: 14.09.2005.

 

 

б) примеры описания составных частей изданий

Характеристика источника

Пример оформления

Составная часть книги

Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск, 2004. – С. 90101.

 

 

Пивоваров, Ю.П. Организация мер по профилактике последствий радиоактивного загрязнения среды в случае радиационной аварии / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев // Радиационная экология: учеб. пособие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. – М., 2004. – С. 117122.

 

 

Ескина, Л.Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л.Б. Ескина // Основы права: учебник / М.И. Абдулаев [и др.]; под ред. М.И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 180–193.

Составная часть сборника

Коморовская, О. Готовность учителя-музыканта к реализации личностно-ориентированных технологий начального музыкального образования / О. Коморовская // Музыкальная наука и современность: взгляд молодых исследователей: сб. ст. аспирантов и магистрантов БГАМ / Белорус. гос. акад. музыки; сост. и науч. ред. Е.М. Гороховик. – Минск, 2004. – С. 173–180.

 

 

Войтешенко, Б.С. Сущностные характеристики экономического роста / Б.С. Войтешенко, И.А. Соболенко // Беларусь и мировые экономические процессы: науч. тр. / Белорус. гос. ун-т; под ред. В.М. Руденкова. – Минск, 2003. – С. 132–144.

 

 

Скуратов, В.Г. Отдельные аспекты правового режима закладных в постсоветских государствах / В.Г. Скуратов // Экономико-правовая парадигма хозяйствования при переходе к цивилизованному рынку в Беларуси: сб. науч. ст. / Ин-т экономики НАН Беларуси, Центр исслед. инфраструктуры рынка; под науч. ред. П.Г. Никитенко. – Минск, 2004. – С. 208–217.

 

 

Якіменка, Т.С. Аб песенна-эпічнай традыцыі ў музычным фальклоры беларусаў / Т.С. Якіменка // Беларуская музыка: гісторыя і традыцыі: зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі; склад. і навук. рэд. В.А. Антаневіч. – Мінск, 2003. – С. 4774.

Глава из книги

Бунакова, В.А. Формирование русской духовной культуры

/ В.А. Бунакова // Отечественная история: учеб. пособие / С.Н. Полторак [и др.]; под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М., 2004. – Гл. 6. – С. 112125.

 

 

Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 19701980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты: теория, методика, практика / В.В. Николаевский. – Минск, 2004. – Гл. 3. – С. 119142.

 

Часть из собрания сочинений, избранных произведений

Гілевіч, Н. Сон у бяссоніцу / Н. Гілевіч // Зб. тв.: у 23 т. – Мінск, 2003.– Т. 6. – С. 382383.

 

 

Сачанка, Б.І. Родны кут / Б. Сачанка // Выбр. тв.: у 3 т. – Мінск, 1995. – Т. 3: Аповесці. – С. 361470.

 

 

Пушкин, А.С. История Петра / А.С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 19 т. – М., 1995. – Т. 10. – С. 11248.

 

 

Шекспир, В. Сонеты / В. Шекспир // Избранное. – Минск, 1996. – С. 732749.

Статьи из тезисов докладов и материалов конференций

Пеньковская, Т.Н. Роль и место транспортного комплекса в экономике Республики Беларусь / Т.Н. Пеньковская // География в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию геогр. фак. БГУ, Минск, 48 окт. 2004 г.

/ Белорус. гос. ун-т, Белорус. геогр. о-во; редкол.: Н.И. Пирожник

[и др.]. – Минск, 2004. – С. 163164.

 

 

Ермакова, Л.Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры / Л.Л. Ермакова // Тураўскія чытанні: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т; рэдкал.: У.І. Коваль [і інш.]. -Гомель, 2005. –

С.173178.

 

 

Бочков, А.А. Единство правовых и моральных норм как условие построения правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь / А.А. Бочков, Е.Ф. Ивашкевич // Право Беларуси: истоки, традиции, современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., Полоцк, 2122 мая 2004 г.: в 2 ч. / Полоц. гос.

ун-т; редкол.: О.В. Мартышин [и др.]. – Новополоцк, 2004. – Ч. 1. –С. 7476.

Статья из продолжающегося издания

Ипатьев, А.В. К вопросу о разработке средств защиты населения в случае возникновения глобальных природных пожаров / А.В. Ипатьев, А.В. Василевич // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. – Гомель, 2004. – Вып. 60: Проблемы лесоведения и лесоводства на радиоактивно загрязненных землях. – С. 233–238.

Статья из журнала

Бандаровіч, В.У. Дзеясловы і іх дэрываты ў старабеларускай музычнай лексіцы / В.У. Бандаровіч // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2004. – № 2. –

С. 4954.

 

 

Влияние органических компонентов на состояние радиоактивного стронция в почвах / Г.А. Соколик [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. хім. навук. – 2005. – № 1. – С. 74-81.

 

 

Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі /1. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 4953.

 

 

Boyle, A.E. Globalising environmental liability: the interplay of national and international law / A.E. Boyle // J. of environmental law. – 2005. –Vol. 17, №1.– P. 326.

 

 

Caesium-137 migration in Hungarian soils / P. Szerbin [et al] // Science of the Total Environment. – 1999. – Vol. 227, № 2/3. – P. 215227.

 

Статья из газеты

Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. –2005.-19 крас.– С. 8.

 

 

Ушкоў, Я. 3 гісторыі лімаўскай крытыкі / Я. Ушкоў // ЛіМ. – 2005. –5жн.– С. 7.

Статья из энциклопедии, словаря

Аляхновіч, М.М. Электронны мікраскоп / М.М. Аляхновіч // Беларус. энцыкл.: у 18 т. – Мінск, 2004. – Т. 18, кн. 1. – С 100.

 

 

Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359360.

 

 

Дарашэвіч, Э.К. Храптовіч І.І. / Э.К. Дарашэвіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі (ХХІХ стагоддзі): энцыкл. давед. / склад. Г.А. Маслыка; гал. рэд. Б.І. Сачанка. – Мінск, 1995. – С 326328.

 

 

Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова

// Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550-553.

Рецензии

Краўцэвіч, А. [Рэцэнзія] / А. Краўцэвіч // Беларус. гіст. зб. – 2001. – № 15. – С. 235239. – Рэц. на кн.: Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000. – Т. 1: Старажытная Беларусь / В. Вяргей [і інш.]. – 351 с.

 

 

Пазнякоў, В. Крыху пра нашыя нацыянальныя рысы / В. Пазнякоў // Arche = Пачатак. – 2001. – № 4. – С. 78-84. – Рэц. на кн.: Лакотка, А. І. Нацыянальныя рысы беларускай архітэктуры / A.I. Лакотка. – Мінск: Ураджай, 1999. – 366 с.

Законы и законодательные материалы

О размерах государственных стипендий учащейся молодежи: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 2004 г.,

№ 468 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. –

№ 69.– 5/14142.

 

 

Об оплате труда лиц, занимающих отдельные государственные должности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации, 15 нояб. 2005 г., № 1332 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 47. – Ст. 4882.

 

 

О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г.,

№ 1394-ХП: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2005 г.

// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

 

 

О государственной службе российского казачества: федер. Закон Рос. Федерации, 5 дек. 2005 г., № 154-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2006.

 

Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 дек. 2005 г., № 587 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

 

Архивные материалы

Описание синагоги в г. Минске (план части здания синагоги 1896 г.) // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 454. –Оп. 3. – Д.21. –Л. 1819.

 

 

Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений) 1884-1918 гг. // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 255. – Оп. 1. –

Д. 802–1294, 4974–4978, 4980–4990, 4994–5000, 5015–5016.

Составная часть CD-ROMa

Введенский, Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский

// История философии [Электронный ресурс]: собрание трудов крупнейших философов по истории философии. – Электрон, дан. и прогр. (196 Мб). – М., 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

Ресурсы удаленного доступа

Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием

/ Г. Козулько // Беловежская пуща – XXI век [Электронный ресурс].–2004. – Режим доступа: http://bp21.org.by/ru/art/a041031.html. –

Дата доступа: 02.02.2006.

 

 

Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша

// Белорус, журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа: http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/0l.pdf. – Дата доступа: 16.07.2005.

 

 

Статут Международного Суда // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа: 10.05.2005.

 

 

Cryer, R. Prosecuting international crimes: selectivity and the international criminal law regime / R. Cryer // Peace Palace Library [Electronic resource]. – The Hague, 20032005. – Mode of access: http://catalogue.ppl.nl/DB=l/SET=3/TTD=l 1/SHW?FRST=12. – Date of access: 04.01.2006.

свернуть

Интернет-ресурсы

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

  • catalog.iot.ru- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
  • lexed.ru- Федеральный центр образовательного законодательства
  • edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • rusedu.ru- Архив учебных программ и презентаций
  • rus.1september.ru- Этот раздел для учителей, созданный на основе материалов опубликованных в газете "Литература"
  • riash.ru- Русский язык в школе
  • ru- Журнал "Литература в школе"
  • openclass.ru- Открытый класс
  • mlis.ru - Методико-литературный сервер
  • zavuch.info- Это площадка для обмена опытом, общения и коммуникации работников системы образования.
  • ict.edu.ru - ИКТ в образовании
  • it-n.ru- Сеть творческих учителей
  • pedsovet.org- виртуальное сообщество взаимопомощи. Идея сайта: "Учитель, помоги  учителю!"
  • rm.kirov.ru- Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех"
  • svetozar.ru- Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку "Светозар"
  • gramota.ru- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех
  • gramma.ru- Культура письменной речи
  • alleng.ru- Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам.
  • mirslovarei.com- Словари и энциклопедии
  • vslovar.ru  - Визуальный словарь
  • wikipedia.org- Википедия
  • youtube.com- Виртуальные экскурсии
  • muzeum.ru- Перечень российских литературных музеев
  • philarts.spbu.ru- Звуковая энциклопедия русской культуры
  • ayguo.com- Русская классическая литература.Звуковые записи для свободного некоммерческого использования
  • pro- Аудио театр
  • briefly.ru- Коллекция произведений русской и зарубежной литературы в кратком изложении
  • ucheba.ru- Коллекция рефератов
  • library.ru - Виртуальная справка
  • russ.ru- Электронная библиотека современных литературных журналов
  • fipi.ru - Научные разработки
  • ege.edu.ru - Официальный информационный портал (видеоконсультации )
  • hi-edu.ru- Московский государственный университет печати, аудиолекции по литературе
  • ru- Видеоуроки по основным предметам школьной программы (1-11 классы)
  • ru- Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы. Возможность добавить и скачать работы.
  • ru- Дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника
  • ru- Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании
  • drofa.ru- Издательство "ДРОФА"
  • русское-слово.рф- Издательство "Русское слово"
  • prosv.ru- Издательство "Просвещение"
  • drevoslov.ru - Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка
  • litermuz.ru-  Персональный сайт Светланы Анатольевны Макаровой — филолога и искусствоведа, автора научных исследований и методических работ в области стиховедения и музыкознания, теории и истории отечественной   словесности, взаимодействия литературы и музыки.
  • http://levushkinaon.wix.com/slov-marafon- Проект "Всероссийский словарный марафон"
  • http://ilolga.ru-  Персональный сайт Ильиной О. В. учителя русского языка и литературы

 

 

свернуть