Открытый фестиваль «Я – исследователь»


 

Открытый фестиваль «Я – исследователь» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и младших школьников (учащиеся 1 - 4 классов).

Фестиваль проводится по номинациям:

  • для детей дошкольного возраста: «Ребенок и природа», «Мая Радзіма Беларусь», «Необычное в обычном», «Бюро находок»;
  • для младших школьников: «Математика, физика, техника, робототехника», «Естествознание (живая природа)», «Естествознание (неживая природа)», «Гуманитарные знания».

Для каждой индивидуальной и (или) коллективной исследовательской работы определяется руководитель из числа педагогических работников учреждения дошкольного и общего среднего образования и (или) законных представителей обучающихся.

 

Открытый фестиваль "Я - исследователь" 2023/2024 учебный год

 

 

Семинар «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов через совершенствование методической подготовленности в работе по организации исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • повысить профессиональное мастерство педагогов по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников»;
  • обеспечить методическую поддержку педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов;
  • расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии;
  • активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.

ПОРЯДОК проведения фестиваля младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ начальника управления

по образованию

Слуцкого райисполкома

« 20» октября № 466

ПОРЯДОК

проведения фестиваля младших школьников

 «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

1. Общие положения

1.1. Открытый фестиваль младших школьников «Я − исследователь» (далее – фестиваль) проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

1.2. Основными задачами фестиваля являются:

выявление детей младшего школьного возраста, проявляющих исследовательскую активность и реализующих ее в собственных творческих продуктах;

содействие развитию исследовательских умений и познавательных мотивов, побуждающих детей младшего школьного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

совершенствование умений детей младшего школьного возраста устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие выводы, проявлять оценочное отношение к окружающему миру;

создание условий для профессионального совершенствования педагогических работников, выявления и распространения опыта работы по развитию исследовательских умений учащихся первой ступени общего среднего образования.

1.3. Организаторами фестиваля являются главное управление по образованию Минского облисполкома, государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования», управления по образованию райисполкомов.

1.4. Фестиваль проводится по номинациям:

«Математика, физика, техника, робототехника»,

«Естествознание (живая природа)»,

«Естествознание (неживая природа)»,

«Гуманитарные знания».

1.5. К участию в фестивале приглашаются учащиеся 1-4 классов учреждений общего среднего образования.

1.6. Для организации и проведения каждого этапа фестиваля создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет).

Состав оргкомитета первого этапа фестиваля определяется приказом руководителя учреждения образования, второго этапа – руководителя управления по образованию райисполкома.

Оргкомитет на каждом этапе фестиваля:

осуществляет руководство подготовкой и проведением фестиваля;

согласовывает время и место проведения фестиваля;

определяет сроки подачи заявок на участие;

определяет состав участников;

разрабатывает и утверждает порядок проведения фестиваля;

определяет состав экспертных групп;

осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам подготовки и проведения фестиваля, а также освещения его в средствах массовой информации, на сайте управления по образова6нию;

награждает участников фестиваля;

решает иные вопросы, возникающие в ходе подготовки и проведения соответствующего этапа фестиваля.

1.7. Для оценки исследовательских работ, подведения итогов и определения финалистов на каждом этапе фестиваля создается экспертная группа в составе не менее трех человек из числа квалифицированных специалистов в конкретной предметной области, а также в сфере обучения и развития детей младшего школьного возраста.

1.8. Экспертная группа на каждом этапе фестиваля:

оценивает исследовательские работы детей младшего школьного возраста в соответствии с критериями (приложение 3, 4);

определяет финалистов и вносит в оргкомитет предложения по их награждению;

оформляет протоколы решений экспертной группы;

рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим в результате оценки исследовательских работ.

1.9. Решения экспертной группы фестиваля принимаются на заседаниях путем открытого голосования и оформляются протоколами. Экспертная группа имеет право принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей состава утвержденного состава. Решение экспертной группы считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов жюри.

2. Условия проведения фестиваля

2. Фестиваль организуется в два этапа:

2.1. Первый этап проводится в учреждениях общего среднего образования в период с 30 октября по 21 ноября 2020 года.

2.2. Второй этап проводится управлением по образованию Слуцкого райисполкома в период с 23 ноября по 24 декабря 2020 года в заочной форме.

2.3. Для участия в районном этапе фестиваля руководители учреждений образования представляют в оргкомитет второго этапа фестиваля следующие материалы:

заявку на участие по форме (приложение 2) – до 27 ноября 2020 года;

исследовательскую работу с указанием руководителя работы (приложение 5, 6, 7, 8) на Google-диске;

видеозапись презентации исследовательской работы автором на Google-диске.

Материалы для участия во втором (районном) этапе фестиваля необходимо подать до 05 декабря 2020 года.

2.4. На основании представленных материалов экспертная группа второго этапа фестиваля подводит итоги и определяет победителей не позднее 24 декабря 2020 года.

2.5. По итогам фестиваля:

участники второго этапа фестиваля (районного) получают свидетельства участников;

победители награждаются дипломами финалистов.

3. Требования к исследовательским работам и участникам фестиваля

3.1. К участию в фестивале допускаются индивидуальные и коллективные исследовательские работы указанной тематической направленности, выполненные под руководством законных представителей ребенка и (или) педагогических работников. Одним автором (авторским коллективом) может представляться только одна исследовательская работа.

3.2. Представленные исследовательские работы должны соответствовать требованиям (приложения 5, 6, 8).

3.3. Исследовательские работы, поступившие после окончания срока регистрации на участие во втором (районном) этапе, а также не соответствующие установленным требованиям, к участию фестиваля не принимаются.

3.4. Работы, подготовленные в форме информационных сообщений или реферативные работы, не рассматриваются.

3.5. Плагиат, использование исследовательских работ других авторов недопустимы на любом этапе процесса исследования или фестиваля.

3.6. Оргкомитет оставляет за собой право не допустить работу на следующий этап фестиваля, если представленные материалы не соответствуют предъявленным требованиям.

свернуть

Приложение 1 Требования к оформлению заявки на участие

Приложение 1
 
Требования к оформлению заявки на участие
 
На каждую исследовательскую работу оформляется индивидуальная заявка.
 
В заявке указывается:
  1. Ответственный за регистрацию:

– Ф.И.О.;

– должность, место работы;

– мобильный телефон;

– электронная почта.

  1. Регион/город/район.

     

  2. Номинация:

  • «Математика, физика, техника, робототехника»;
  • «Естествознание (живая природа)»;
  • «Естествознание (неживая природа)»;
  • «Гуманитарные знания».
  1. Название исследовательской работы.

  2. Тип работы:

– индивидуальный;

– командный.

  1. Информация об авторе (авторах) работы:

– Ф.И.О. ребенка (полностью в именительном падеже);

– дата рождения;

– учреждение образования (по уставу);

– группа/класс.

  1. Руководитель работы:

– педагогический работник (указать должность) и (или) законный представитель.

– Ф.И.О. руководителя работы.

    8. Ссылка для скачивания файлов: исследовательская работа и видеозапись презентации работы ребенком на первом этапе фестиваля.

свернуть

Приложение 2 Заявка на участие (районный этап)

Приложение 2

 

Заявка на участие (районный этап)

 

Ф.И.О. участника

Возраст участника, класс

Тема работы

Ф.И.О. руководителя

Название ГУО

Номинация

           

 

           Руководитель учреждения образования    _________________      ________________________   

                                                                                                                подпись                         (Ф.И.О.)

свернуть

Приложение 3 Критерии оценки исследовательской работы ребенка

Приложение 3

 

Критерии оценки исследовательской работы ребенка

 

Критерий оценки Оценка в баллах  

0 баллов

1 балл

2 балла

Итого
1. Тема исследовательской работы
Тема не соответствует представленной номинации и не отличается оригинальностью
Тема соответствует представленной номинации, но не отличается оригинальностью (повторяется)
Тема соответствует представленной номинации, отличается оригинальностью (непохожестью), отражает исследовательскую проблему
 

2. Обоснование выбора исследовательской проблемы

Детская мотивация выбора исследовательской проблемы отсутствует и (или) задана взрослым

Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам ребенка, но актуальна для взрослого

Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам и инициирована самим ребенком (проблема имеет смысл и значимость для самого ребенка)

 

3. Наличие исследовательского компонента в работе

Решение исследовательской проблемы подменяется художественным творчеством, социально значимой деятельностью, сбором  и перечислением фактов

Работа представляет собой описание выполненных исследовательских действий (обследование предметов), не направленных на решение заявленной проблемы

Исследовательская проблема решается в процессе подтверждения и (или) опровержения выдвинутых предположений; проведен анализ, сравнение, обобщение, выделение качеств и свойств изучаемого предмета; устанавливаются причинно-следственные связи

 

4. Согласованность цели, содержания и результатов исследования

Наличие противоречивости между целью, содержанием и результатами исследования

Цель реализуется в содержании работы, но полученные результаты не отражают ее достижение или содержание работы и результаты исследования не соответствуют цели

Содержание работы представлено логично, структурировано, обеспечивает достижение цели, результаты исследования (выводы) согласованы с целью

 

5. Методы исследования

Нарушение условий безопасности проведения исследования ребенком

Однообразие методов исследования,  использование методов, не соответствующих решению поставленной проблемы

Вариативное использование безопасных, адекватных возрасту ребенка, целесообразных заявленной проблеме методов исследования

 

6. Результаты исследования

Отсутствует описание результативности исследовательской работы, приведены формальные выводы

Результаты исследования описаны, но выводы не являются логичными, не отражают связи и отношения изучаемых объектов и явлений

Описаны полученные результаты решения исследовательской проблемы, сделаны логичные выводы, которые подтверждаются наличием продуктов детской исследовательской деятельности (схемы, дневники наблюдений, рисунки и др.)

 
ИТОГО    
свернуть

Приложение 4 Критерии оценки презентации исследовательской работы ребенком

 

Приложение 4

Критерий оценки

Оценка в баллах

Итого

0 баллов

1 балл

2 балла

1. Степень самостоятельности в презентации исследовательской работы
Представляет заученный текст исследовательской работы, не может ответить вопросы взрослого и сверстников, рассуждать
и поддерживать беседу
Владеет содержанием исследовательской работы, но в диалоге
не демонстрирует
готовность поддержать дискуссию
по проблеме исследования, рассуждать
Свободно излагает содержание исследовательской работы, умеет вести диалог
со взрослым
и сверстниками, отвечает
на вопросы, рассуждает

 

2. Связанность
и осознанность изложения содержания исследовательской работы
Выступление представляет
собой пересказ
готовой информации, ответы на вопросы свидетельствуют
о непонимании исследовательской проблемы,
к материалам стенда во время выступления
не обращается
Выступление логично,
связно
и последовательно, но проявляется низкая
рефлексивность процесса
и результата исследовательской работы;
при необходимости обращается
к демонстрации хода и результатов исследования,
но не может их пояснить, аргументировать
Логично, связно
и последовательно представляет ход
и результаты исследования,
при необходимости обращается
к фото, видеоматериалам, рисункам, моделям, схемам, графикам, дневникам наблюдений, таблицам, опытам
и др., проявляет высокую рефлексивность процесса
и результата исследовательской работы
 
ИТОГО        
свернуть

Приложение 5 Структура исследовательской работы детей младшего школьного возраста

Приложение 5

Структура исследовательской работы
детей младшего школьного возраста
(работа оформляется взрослым)

 

Файл исследовательской работы должен содержать следующую информацию:

  • титульный лист (Ф.И.О. автора (авторов), учреждение образования, номинация, название работы(приложение 8));

  • введение (обоснование выбора темы, цель, предположение (гипотеза) исследования);

  • описание исследовательской работы;

  • полученные результаты;

  • анализ результатов и выводы;

  • приложения (при необходимости).

свернуть

Приложение 6 Требования к оформлению исследовательской работы

Приложение 6

Требования к оформлению исследовательской работы

 

Объем исследовательской работы не должен превышать 3-х страниц печатного текста (формат – MicrosoftWord 2003/2007, шрифт – TimesNewRoman, размер 15, междустрочный интервал – одинарный; поля: слева, справа, сверху – 20 мм, снизу – 30 мм).Объем приложений – до 3 страниц.Текст печатается на одной стороне страницы. Страницы нумеруются, цифру номера страницы ставят внизу по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

В оргкомитет второго и третьего этапа предоставляется видеозапись презентации работы ребенком на первом этапе фестиваля (продолжительностью не более 8 минут).

Исследовательские работы и видеозапись презентации работы ребенком для второго, третьего этапа фестиваля должны быть размещены участниками фестиваля воблачном хранилище данных «GoogleДиск», «Яндекс.Диск» или«ОблакоMail.Ru» суказанием ссылки для скачивания файлов в разделе заявки.

свернуть

Приложение 7 Требования к оформлению стенда

Приложение 7

Требования к оформлению стенда

Для презентации исследовательской работы ГУО «Минский областной институт развития образования» предоставляет отдельный стенд, состоящий из конструкции для размещения плаката, стола и стульев.

Во время стендовой защиты не допускается размещать:

  • живые организмы: растения, животные и производные материалы;
  • образцы камней, почвы;
  • все виды химических веществ, особенно легковоспламеняющиеся

и потенциально опасные для здоровья человека;

  • любые опасные приборы (в том числе острые: иглы, ножи и т.д.);
  • фотографии лабораторных процедур вскрытия животных;
  • демонстрацию любых опытов с использованием химических веществ, а также открытого огня.

Размещение на стенде любой установки предварительно согласуется с оргкомитетом.

В случае необходимости использования компьютеров для презентации работы, перечень требуемых программных и аппаратных средств должен быть согласован с оргкомитетом.

 

Схема стенда

900

свернуть

Приложение 8 Оформление титульного листа исследовательской работы

 

Приложение 8

 

Оформление титульного листа исследовательской работы

 

Фамилия, имя  __________________________________________

 

Дата рождения __________________________________________    

 

Учреждение образования __________________________________

 

Класс ___________________________________________________

 

Город/район ______________________________________________

 

Название работы __________________________________________

 

Работа выполнена _________________________________________

                                          (индивидуально, коллективно)

Руководитель работы _______________________________________

                                                                  (ФИО)

                                  ______________________________________

                                                             (должность)

 

Номинация _______________________________________________

                            (физика, математика, техника, робототехника;

                                        естествознание (живая природа);

                                       естествознание (неживая природа);

                                                    гуманитарные знания)

 

 

 

 

Дата __________                        Подпись руководителя работы _________

свернуть