Наш маршрут

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»

(для детей 3 - 6 лет)

САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ - ЭТО ВЫХОДНОЙ, КОГДА ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ВМЕСТЕ. ВЫХОДНЫЕ - ЭТО УЖЕ ПРАЗДНИК. А ВЫХОДНЫЕ, ПРОВЕДЕННЫЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - ПРАЗДНИК ВДВОЙНЕ.

         Пришла ВЕСНА! Ярко светит солнышко. Тает снег, звенит капель. На реке ломается лёд. На деревьях лопаются почки и появляются молодые листочки. В лесу расцветают первые весенние цветы - подснежники. Дети развешивают на деревьях скворечники, пускают кораблики.

      С наступлением весны просыпаются насекомые и лягушки после зимней спячки. Возвращаются перелётные птицы. Они вьют гнёзда на деревьях.

Цель:

- накопление детьми впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе;

- пополнение словаря детей за счёт названий цветов и деревьев, а также за счёт слов: пробуждение природы, почки, бутоны, ростки, первоцветы, клумба;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к природе 

Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.

Вид экскурсии: пешеходная;

Маршрут экскурсии: парк, лес, сад; 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ В ОДИН ИЗ ТЁПЛЫХ ВЕСЕННИХ ДНЕЙ ОТПРАВИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКУ!

 

Описание маршрута.

     1.Наступили весенние дни. Однако это не значит, что ваши прогулки с ребенком будут менее интересными. Весной, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду. Если это солнечный  день, то предложите ребенку протянуть ручки к солнышку, напомнив при этом, что весеннее солнышко светит, и уже немного греет, не то что зимнее (вспомните как вы это делали зимой и что ребенок ощущал, пусть сравнит).

  1. Прочитайте детям стихотворение о ВЕСНЕ:

Ещё неделя пролетит,

И март капелью зазвенит.

За ним апрель в цветах придёт,

И землю солнышко зальёт.

По рощам, паркам соловьи

Концерты вновь начнут свои.

     3.Прогулка в парке   принесет много положительных эмоций − постарайтесь показать детям цветовую гамму весны, сравнить ее  с красками зимы. 

  1. Обратите внимание детей на деревья и кустарники. Постарайтесь, чтобы дети заметили их отличие друг от друга (разные стволы, цвет коры). Вместе с детьми рассмотрите почки, уточните, что у разных деревьев они отличаются. У одних они маленькие, у других набухшие, крупные, готовые вот-вот раскрыться. Разрешите ребёнку аккуратно потрогать веточки, почки, а если есть, то и листочки. Пусть они расскажут о своих ощущениях (почки и листочки липкие, клейкие, нежные).

5.Остановитесь с ребёнком у клумбы, где ещё ничего не посажено. Объясните, как подготавливают клумбы для посадки цветов, тогда ребёнок сможет полюбоваться разнообразием цветов.

6.Расскажите детям стихи о цветах:

Лишь пригрело солнце ярко,

Но ещё совсем не жарко.

Разноцветный сарафан.

Одевает наш тюльпан.

+++

Май, тепло и скоро лето.

В зелень всё и вся одето.

Словно огненный фонтан-

Раскрывается тюльпан.

7.Предложите детям найти цветы мать и мачеха. Внимательно рассмотрите цветок. Объясните ребёнку, из каких частей состоит растение: стебель, лист, цветок. Заострите внимание на строении самого цветка, спросите, на что похож цветок (на маленькое солнышко ярко-жёлтого цвета и много тонких лепестков - лучиков).

Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые цветы ещё укрыты, объясните почему. На других клумбах цветут первоцветы - крокусы. Посмотрите ростки ещё, каких цветов появились. Возможно, на клумбах будут нарциссы и тюльпаны. Покажите детям, в чём их отличие (у тюльпана широкий лист и большой бутон, у нарцисса лист узкий и тонкий, вытянутый бутон).

  1. Послушайте пение птиц, обязательно скажите, как они называются.

9.Подойдите с ребёнком к водоёму, если там будут утки, понаблюдайте за ними. Если вам повезёт, и вы увидите уток и селезней, объясните детям, чем они отличаются (у селезня зелёная "шапочка", красивые крылья).

  1. Прочитайте детям ПОСЛОВИЦЫ о весне и попробуйте объяснить их смысл (для детей 5-6 лет)
  • Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок.
  • Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет собирать.
  • Весна и осень на пегой кобыле ездят.
  • Готовь сани с весны, а колёса с осени.
  • Весна — красная девица: не знаешь, когда заплачет, когда засмеётся.
  • Весной дождь парит, а осенью мочит.

 

Предлагаем несколько ВЕСЁЛЫХ ИГР, в которые можно поиграть на детской площадке.

Весенние игры для детей на улице

Весенние игры на свежем воздухе такие долгожданные. Ух и засиделись мы дома! Не бойтесь луж, не пугайтесь грязи: на улице весной есть чем заняться с детьми.

 

Плыви, кораблик

Помните, как в детстве мы пускали кораблики по лужам, радовались журчащим ручьям и счастливо смотрели вслед уплывающему суденышку, мечтая о морях и океанах. Нашим детям обязательно стоит рассказать об этом. Сделайте вместе с ними кораблик, выйдите во двор и … вспомните собственное детство!

Чтобы не засорять природу бумагой, пластиком и прочим мусором, сделайте кораблики из натуральных материалов. Тогда, его можно будет запустить не только в лужу, но и в пруд или в речку.

Предварительно дома заморозьте в подходящих по размеру пластиковых контейнерах или формочках для выпечки основу для ледяного кораблика.

Заодно расскажите малышу, что вода при низких температурах замерзает. При этом она немного увеличивается в объеме. 

Чтобы у кораблика появился парус, нужно сделать мачту из веточки. Опустите веточку в воду и зафиксируйте в вертикальном положении. Когда основа замерзнет, мачта будет крепко держаться.

СОВЕТ!

Отличные кораблики получаются из маленьких коробочек от сока. Они не разбухают в воде, с ними можно играть долго, пуская в плавание с «пассажирами».

Картонные лотки для яиц — залог большой вместимости пассажиров судна. Цветные флажки украсят самодельные кораблики и привлекут внимание прохожих. 

Для самодельного корабля пригодятся даже стаканчики от любимого йогурта «Растишка».

Немного сноровки — и у вас отличное судно из пенопласта! 100% не «Титаник».

Для изготовления плавающий суденышек подойдут практически любые материалы, даже губки для мытья посуды.

Шикарные корабли получаются из пластиковых бутылок. На дно нужно насыпать немного песка для устойчивости, сделать паруса и обязательно завинтить пробку.

Из тонких прутиков несложно смастерить плот. Такую конструкцию можно смело пускать в плавание с пассажирами.

 

Лужи — наше все!

Мамы, ну чего вы так не любите лужи? Это же такая прелесть! Резиновые сапоги — и вперед! И кораблики можно попускать, и с любимой машинкой поиграть, и суп приготовить, и со своим отражением в воде побаловаться… Мокрые перчатки и забрызганные штаны — это же такие мелочи жизни, когда дело касается эмоций и пользы для развития. Одежда стирается и сушится, руки – отмываются. На самый крайний случай, можно не трогать воду раками, а пользоваться палкой.

Палкой можно измерять уровень воды в лужах, лужи можно перепрыгивать, в лужи можно бросать камешки, в лужах можно топить корабли и всякие разные предметы, найденные прямо на улице. Если заранее дома вырезать рыбок из пенопласта и прикрепить к ним металлические скрепки, в лужах можно даже рыбачить! И, в конце концов, по лужам можно шлепать! 

Если у мамы хватит смелости оставить ребенка с лужей один на один, малыш почувствует себя экспериментатором! Он самостоятельно придумает, чем заняться, ведь ему никто не давал задания. «А что если…» — сам же ответит себе на поставленный вопрос. Малыш сделает огромный шаг в своем развитии, играя с лужами!

 

Я рисую на асфальте

Асфальт — просто не паханное поле для детского творчества. Мелки в руки — и на улицу! Пусть дорожки возле подъезда превратятся в дорогие персидские ковры с диковинными узорами. Есть масса игр, в которые можно поиграть, используя мел.

 

Эх, прокачу!

Кататься можно не только на самокате и велосипеде, отличная альтернатива — садовая тележка. Пока взрослые заняты посадкой растений, дети могут повеселиться вдоволь на свежем воздухе.

 

 

СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ ВЕСНОЙ

Есть масса игр и спортивных упражнений, не требующих сложного реквизита. Весной на улице несложно найти поваленное дерево и потренировать координацию, равновесие и др. То же самое можно сделать на бордюре или любом другом небольшом возвышении. 

 

Что это было?

Предложите малышу сыграть в игру «Что это было?». Завяжите ребенку глаза и предложите на ощупь определить, до чего он дотронулся (камень, мох, скамейка, ствол дерева и т.д.). Игра отлично развивает тактильную чувствительность и мышление.

 

Привет, солнечный зайчик!

Пускать солнечных зайчиков можно зеркальцем, кусочком голографического картона или любой другой отражающей поверхностью. Занятие веселое, и дети его очень любят! По началу, малышам будет непросто «словить» солнышко, но «настроив» зеркальце и глазомер как следует, все получится.

 

ПРОЧИТАЙТЕ НА ВЫБОР СКАЗКУ:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ»

Прилетела Сорока - белобока в лес и закричала:

- Весна пришла! Весна пришла! Все ли готовы к приходу весны? Полечу, попроведую своих старых друзей!

Первой навстречу ей попалась волчиха.

- Здравствуй, волчиха, ты как к весне подготовилась? - спросила сорока.

- У-У-У, - завыла Волчиха - у меня в логове слепые маленькие волчата. Целый день бегаю, добываю им пищу.

- Молодец, Волчиха! - прокричала Сорока, - полечу дальше, посмотрю, кто ещё чем занят.

Летит, летит, видит - медведь лохматый бродит.

- Привет, Сорока, - говорит Медведь. - Вот подмочила мне весна штаны и брожу,

ищу насекомых, достаю из земли корни, луковицы растений, ем прошлогодние ягоды, ведь отощал за зиму.

- Правильно, медведь, подкрепляйся, сил набирайся. Будем весну встречать.

Села Сорока на дерево отдохнуть, да осмотреться и вдруг слышит, как кто-то тихонько крадётся. Только-только успела крыльями взмахнуть и взлететь.

- Кто же это помешал мне? - кричит Сорока - белобока.

Глядь, а это в тёмной лесной чащобе, под нависшими сучьями, затаилась разбойница Рысь. Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнёзда, ловила маленьких зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся охотницы Рыси.

Перелетела Сорока на старую сосну, а там её встречает у дупла Белка.

- Здравствуй, Белка, - кричит Сорока - А ты, как весну встречаешь?

- Да, мы белки, всю зиму жили в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла. С ёлки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые шишки. А к весне мы свои серые шубки сменили на рыжие. Стали мы похожи на маленькие солнышки в лесу.

- И я тоже рыженькое солнышко в лесу! - раздалось кряхтение под сосной.

- Спускайся, Сорока, ко мне поближе! Я тебе расскажу, как я весну встречаю.

- Знаю я, как ты мне расскажешь, – цапнешь и съешь. Не обманешь меня плутовка рыжая! Шубка-то у тебя тоже пооблезла, стала более редкой.

- А зачем мне летом тёплая шуба, мне ведь в ней жарко будет, неудобно охотиться на вас, птиц. Мне такая шубка сейчас в самый раз, по сезону, - улыбнулась Лиса.

- Ладно, прощай, Сорока, мне с тобой беседовать некогда, надо мне моих маленьких лисяток кормить, - промолвила Лиса, я побежала по своим делам.

Полетала Сорока дальше. Видит, на пригорке Ёжик сидит, пофыркивает и свои колючки на солнышке греет. А в кустах Барсук что-то ищет, оглядывается.

- Что-то я своего друга - Зайца-беляка не вижу. Всю зиму с ним в прятки играли, а теперь куда-то он пропал. Надо поискать его.

- Эй, Заяц-беляк, ты где? Отзовись!

Глядь, а по чёрной земле скачет белый Заяц с тёмными пятнами.

- Что с тобой, Косой? Это что, мода такая нынче в нашем лесу? – застрекотала Сорока.

- Не смейся надо мной, - слегка обиделся Заяц. Это я линяю, белую зимнюю шубку сбрасываю, в летнюю одежду переодеваюсь. Только наряд мой немного запаздывает. Уже снег давно растаял, а я всё ещё белый. В лесу меня сейчас любой хищник поймает, вот мне и приходится прятаться от всех по кустам.

- Ладно, Заинька, потерпи немного. Скоро весна разгуляется, солнышко пригреет, станет всем в лесу тепло и весело.

Взмахнула Сорока крыльями и полетела другим подругам - белобокам про встречу рассказывать, да проверять, все ли к весне готовы, все ли почувствовали её приход.

Заканчивая прогулку, напомните детям, что весной происходит пробуждение природы, что красота природного мира радует нас и её надо беречь!

 

СКАЗКА О ВЕСНЕ

            Собралась Весна красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

            Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить. Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое облако. Обрадовалась Весна, забралась на облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.

           Полетела Весна красна с юга на север на белом пушистом облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…

           Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей…

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОМА!

  1. Фотографируйте лучшие моменты прогулки.
  2. Раскрасьте раскраску.
  3. После прогулки не забудьте почитать  книжки о весне, о природе, о    

           морях и кораблях. 

  1. Расскажите или сочините с ребенком экологическую  сказку.
  2. Обязательно сделайте кораблик и запустите его потом на улице.

 

ПРИЯТНОГО ВАМ ОТДЫХА!!!