Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны.

     Интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. Чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического вос­питания  детей дошкольного возраста — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

 История Беларуси: воз­никновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

- национальный язык и его ценность; 

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родо­словная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.

     В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

     Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

     Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

     В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­ прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

     Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметной ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

     Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

Результативность патриоти­ческого воспитания детей  дошколь­ного возраста опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

Источник: Журнал "Пралеска", 2014 г, № 5. Автор - Воронецкая Л.Н.