Дом без насилия

Неблагополучная семья или дисфункциональная семья — это такая семья, в которой на регулярной основе происходят конфликты, а зачастую присутствуют неисполнение родительских обязанностей и насилие над детьми, что заставляет остальных членов семьи приспосабливаться к этим действиям.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.);
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
    отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Распознать неблагополучие в семье можно по следующим факторам:

  • Социально-экономическое положение: очень низкий или нерегулярный доход.
  • Медико-социальный фактор: инвалидность, заболевания одного или нескольких членов семьи. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилья (захламленная или очень грязная квартира, большое количество домашних животных, отсутствие мебели, пригодной для сна и учебных занятий детей).
  • Психолого-педагогический фактор: члены семьи с психическими заболеваниями, очень низким уровнем интеллекта, конфликтные взаимоотношения.
  • Криминальный фактор: аморальный образ жизни, криминальные наклонности, алкоголизм или наркомания одного из членов семьи.

Специфика работы сотрудников органов дел милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, наконец, в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.

Если вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально опасном положении, сообщите данную информацию в ОВД по телефону 102 либо в службу экстренной психологической помощи ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения» 8017 3110099, 8029 8990407(МТС), 8029 1017373(А1). Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

 

Слуцкий РОВД Турова О.В

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек.

 

 

Проблема, которая разрушает семью изнутри, – это конфликты и совершаемое на их почве насилие. Насилие над личностью – это всегда тяжелое испытание, особенно если оно исходит со стороны близкого человека.

 

Сегодня проблема домашнего насилия интенсивно исследуется в различных странах мира. Даже в относительно благополучной в криминальном отношении Японии широкая распространенность семейного насилия повлекла за собой создание не только специализированных профилактических учреждений – приютов для ушедших из дома жен, подвергшихся избиению, и семейных судов, но также специальных научно-исследовательских курсов при Верховном Суде, деятельность которых направлена на разработку проблематики семейной криминологии.

Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных в сфере домашнего насилия, последние пять лет не превышает 3% от общего количества зарегистрированных уголовно наказуемых деяний, порой по своей жестокости и тяжести последствий они многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления.

Домашнее насилие происходит в любых слоях общества, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.

Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие – это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости.

К правонарушениям, совершенным в сфере домашнего насилия, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 №122-3 под домашним насилием понимаются умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к дpyгy, причиняющие физические и (или) психические страдания.

В соответствии с Уголовным кодексом и процессуальноисполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь:

близкие родственники – это родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, либо лица, совершившего правонарушение;

члены семьи – это близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.

Нередко «бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое» насилие. Граждане, в отношении которых оно осуществляется, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Женщина, как правило, терпит все проявления агрессии со стороны мужа, так как в большинстве случаев он содержит семью.

Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие, не сообщать об имеющихся проблемах знакомым, родственникам и близким.

Но и сами женщины могут проявлять открытую агрессивность или подавлять ее в себе до тех пор, пока не наступит ситуация «последней капли». Отсюда убийства женщинами своих мужей на бытовой почве, иногда без видимой всем причины.

Одной из основных причин бытовой преступности является пьянство, которое наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу, осложняет демографическую ситуацию в республике, способствует уменьшению численности населения.

Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности на почве бытовых отношений, до этого постоянно употребляли спиртные напитки либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.

Наиболее опасным итогом любого семейного конфликта является негативное воздействие, которое правонарушитель оказывает нa детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формируют жестокость и злобу в характере несовершеннолетнего и служат питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.

В целях профилактики правонарушений, совершаемых в сфере домашнего насилия, сотрудниками органов внутренних дел принимается ряд мер профилактического характера:

- беседа с лицом, склонным к совершению противоправного действия;

- профилактический учет;

- периодическое посещение семьи с конфликтными отношениями;

- защитное предписание;

- оказание семье юридической помощи, а также помощи в организации лечения от алкоголизма или наркомании;

- признание гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и ставящего свою семью в тяжелое материальное положение;

- принудительное воздействие на хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц;

- лишение родительских прав;

- отобрание ребенка без лишения родительских прав, если его оставление у граждан, у которых он находится, опасно для него;

- возбуждение уголовных дел за умышленное причинение легкого телесного повреждения, истязание, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества;

- привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере домашнего насилия, к административной ответственности за оскорбление, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья.

Также органами внутренних дел активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере домашнего насилия. Это обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; принятие мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления; взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебнотрудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав; установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

Специфика работы милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, а также в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.

Большую роль в профилактике преступлений в сфере быта должны играть общественные организации по месту работы или учебы правонарушителей, в том числе советы профилактики, трудовые коллективы, администрация предприятий и учреждений.

В настоящее время развивается и институт общественных объединений, деятельность которых связана с защитой жертв насилия, созданием круглосуточных диспетчерско-информационных служб для оказания помощи пострадавшим.

Так, на областном уровне организованы круглосуточные бесплатные горячие линии по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия (+37517-311-00-99), с возможностью обращения через мессенджеры Vibeг, Telegraш, WhatsApp (+37529-101-73-73, +37529-899-04-01).

Действует круглосуточный телефон Республиканской телефонной детской линии помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке (8-801-100-16-11).

Для оказания помощи жертвам насилия в республике созданы и действуют различные общественные объединения «Надежда и исцеление», «Дети не для насилия», «Радислава», функционируют «кризисные комнаты», где жертв семейного насилия не только выслушают, проконсультируют, но и при необходимости предоставят им ночлег.

За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:

по статье 10.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания):

части 1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, или общественные работы, или административный арест;

части 2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания – наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Обязательным квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь является его совершение «в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи».

Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание), за что предусмотрен арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишения свободы на срок от года до пяти лет со штрафом или без штрафа.

В случаях, когда пострадавшее лицо ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде общественных работ, штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права жертва домашнего насилия может защитить в частном порядке путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ, или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест.

Если вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

Управление охраны правопорядка и профилактики милиции общ

ественной безопасности УВД Минского облисполкома

ТЕЛЕФОНЫ КРУГЛОСУТОЧНОГО ДОСТУПА В «КРИЗИСНЫЕ» КОМНАТЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ(НА 01.04.2024)

 

Телефоны  круглосуточного доступа  в «кризисные» комнаты и экстренной психологической помощи территориальных центров социального обслуживания населения  Минской области   для граждан, пострадавших от домашнего насилия (на 01.04.2024)

 

Название ТЦСОН

 

Юридический адрес ТЦСОН

 

Контактный тел. ТЦСОН, по которому можно обратиться по вопросу предоставления услуги временного приюта в «кризисной» комнате

Контактный тел. экстренной психологической помощи

Контактный тел. специалиста ТЦСОН

для круглосуточно-го доступа                     в «кризисную» комнату

ГУ «Березинский территориальный центр социального обслуживания населения»

223311

г. Березино,

ул. Красина,1

801715 69002

801715 69002

8(029) 9849326

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района»

222526

г. Борисов,

ул. 50 лет БССР, д.27А

8 0177 78 67 25, 

8 0177  78 65 54

8 0177 78 60 00,

8 (044) 557 16 06,

 

 

8 (044) 5571606

 

ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»

222417

г. Вилейка,

ул.Водопьянова, 33

801771 3 63 19

801771 3 63 17

8(029) 8473225

 

ГУ «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения»

222357

г. Воложин,

ул. Мира, 8

8 01772 68 1 17

8 01772 68 1 17

8 (044) 5210685

 

ГУ «Дзержинский территориальный центр социального обслуживания населения»

222720

г. Дзержинск, ул.1-я Ленинская, 37

80171670013

8(033) 3661264

 

80171670013

80333228968

8(033) 3661264

 

ГУ «Клецкий территориальный центр социального обслуживания населения»

222531

г. Клецк,

 ул. Толстого, 24

801793 60432

8(033) 3263470

801793 60432

8(033) 3263470

 

ГУ «Копыльский территориальный центр социального обслуживания населения»

223927, г.Копыль,

ул. 50 лет БССР,16А

8 01719 51 401

8 01719 51 4 00

8 01719 28376

8 01719 28 3 76

 

8(029) 5595060

8(029)2762453

ГУ «Крупский территориальный центр социального обслуживания населения»

222010

г. Крупки,

ул. Советская, 6

801796-90052

801796-90050

801796-90054

80179690050

80179690044

8(029) 2521958

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Логойского района»

223141,

г. Логойск,

ул. Победы,80

8 017 74 78-3-14

8 029 641-10-66

8 017 74 78-3-14

8 029 641-10-66

8(029) 6411066

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Любанского района»

223812

г. Любань,

пер.Полевой, д.3

8 01794 67-9-86,

8(044)4642550

 

8 01794 67-9-86

 

8(044)4642550

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района»

220045

д. Гаёк, д.6

8 017-547-51-66       8 029 574 84 73           8 044 738-61-72

8017-517-37-13

8 017 517-37-13

8 029 574 84 73           8 029 738 90 05

 

Государственное учреждение «Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

222310

г. Молодечно,

ул. Космонавтов, 13

8 0176 746620

8 029 102 07 22

8 0176 746620

8(029) 1020722

ГУ «Мядельский территориальный центр социального обслуживания населения»

222397, г. Мядель,

ул. Нарочанская, 9

(адрес оказания психологической помощи (ОСАР)  г.Мядель, ул. Ленинская, 75)

80179722311,

80179721111

80179721111

8(029) 2635845

ГУ «Несвижский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

 

222603

г. Несвиж,

ул. Ленинская, д.115а

 8-01770 5-16-24

8-01770-5-16-24

8(029) 7934529

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района»

222827, г.Марьина Горка, ул. Новая Заря, 35а, ТБЦ «Хельсинки» кабинет № 156

801713-54012

801713-54012

8(044) 7718130

ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения»

223610 г. Слуцк,

ул. Социалисти-ческая,14

8(01795) 25496

8(01795) 25446

8(01795) 25496

8(025) 7539293

ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения»

222201

ул.Советская, д.147, корп.2

г.Смолевичи

8017 76 27 118

 

8017 76 27102

8(044) 7532332

 

ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

223710

г. Солигорск,

ул. Козлова, 8

80174234266,

8044 4981419,

170

80174234266, 170

 

8(044) 4981419

 

ГУ «Стародорожский территориальный центр социального обслуживания населения»

222932

 г. Старые Дороги,

ул. Кирова, 95

801792 37315

80445775308

801792 37217

801792 30769

8(044) 5775308

 

ГУ «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения»

222666

г. Столбцы,

ул. Социалистическая,                д. 40-1

801717 51604

801717 51604

8(029) 3605499

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Узденского района»

223411 г. Узда,

ул. Первомайская, 2 «Б»

80171868645

80171868645

8(029) 2513008

 

ГУ «Червенский территориальный центр социального обслуживания населения»

223232

 г. Червень,

ул. Ленинская, д. 38

8-01714-22309

8-01714-28846

8(029) 7680223

 

ГУ «Жодинский территориальный центр социального+ обслуживания населения»

222160

г. Жодино,

ул. Советская, 21

801775 4-86-24

 

801775 4-86-04

8(033)3222387