Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды

   В Кодексе Республики Беларусь об образовании (пункт 2 статья 41) указано, что включает в себя охрана жизни и здоровья обучающихся. Это:

–  создание оптимальных условий для получения образования, определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, занятий, продолжительности каникул, каникулярных отпусков;

–  пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам такого образа жизни;

–  организация оздоровления;

–  создание условий для занятий физической культурой и спортом.

      Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Работа по созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников строится на основании Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, утверждённых Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227. Сюда входит:

  • организация пропускного режима;
  • организация безопасного пребывания обучающихся в учреждении дошкольного образования и на его территории;
  • организация безопасности при организации образовательного процесса, процесса воспитания;
  • требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации прогулки;
  • требования по обеспечению безопасности обучающихся при проведении экскурсии.

 Требования к содержанию территории указаны в санитарных нормах и правилах, имеют свои особенности:

  • территория должна содержаться в чистоте. Уборка проводится ежедневно утром и по мере загрязнения в течение дня;
  • утром до прихода воспитанников проводится поливка земельного участка;
  • не допускается наличие деревьев, кустарников, травы с ядовитыми плодами и колючками;
  • на территории не должно быть безнадзорных животных;
  • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин; резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами;
  • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
  • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
  • специальные площадки для сбора мусора и бытовых отходов, ограждённые с трёх сторон, с контейнерами, плотно закрывающимися крышками;
  • должна иметь наружное электрическое освещение.

Требования к содержанию групповых участков

Требования к содержанию групповых участков указаны в санитарных нормах и правилах, имеют свои особенности

Групповые площадки:

  • должны иметь инсолируемую (солнечную) и затененную части;
  • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
  • для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
  • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
  • установленное на участке игровое оборудование должно ежедневно протираться.

Требования к физкультурно-спортивному, игровому оборудованию, спортивному инвентарю

        Основные требования прописаны в государственном стандарте Республики Беларусь:

  1. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке, ежедневно протираться.
  2. Размеры и степень сложности оборудования должны соответствовать установленной возрастной группе пользователя (п.4.2.1 СТБ ЕН 1176-1-2006).
  3. Резьбовые соединения должны быть предохранены от самоотвинчивания.
  4. Поверхности оборудования не должны иметь трещин. Не допускается наличие выступающих гвоздей, незащищённых выступающих концов проволочных канатов или острых частей. Шероховатые поверхности не должны вызывать травмирование. У доступных частей оборудования не допускается наличие твёрдых и острых деталей (п.4.2.5 СТБ ЕН 1176-1-2006)
  5. Фундамент игрового (спортивного) оборудования должен быть таким, чтобы не создавать опасность (размыкания, удар). Элементы фундамента должны быть на глубине не менее 400 мм от игровой поверхности или фундамент должен быть надёжно закрыт оборудованием или его частями (п.4.2.14 СТБ ЕН 1176-1-2006)   

          При обследовании спортивного оборудования обращается тщательное внимание на его техническое состояние, целостность конструкции, состояние сварных швов, места крепления и крепежные детали, надёжность установки, качество лакокрасочных покрытий, габаритные размеров и внешнего вида вцелом. 

Контроль оборудования и его частей включает (п.4.2.14 СТБ ЕН 1176-7-2006):

  1. Периодический визуальный (ежедневный) осмотр: определение видимых источников опасности, которые являются следствием акта вандализма, неправильной эксплуатации или неблагоприятных погодных условий (сломанные детали оборудования, битые бутылки и т.д.).
  2. Контроль функционирования — осмотр с целью проверки прочности и устойчивости оборудования, выявления износа деталей. Проводится не реже 1 раза в 3 месяца, но в сроки, предусмотренные инструкцией изготовителя.
  3. Ежегодный контроль проводится с целью подтверждения нормального эксплуатационного состояния оборудования, включая его фундаменты и поверхности. Особое внимание уделяется скрытым и труднодоступным элементам оборудования. 

Документация на оборудование должна содержать:

  • акты контроля и испытаний (при необходимости)
  • контроль основных эксплуатационных и технических характеристик
  • инструкции по эксплуатации (при наличии)
  • учёт выполнения работ (например, в журнале учёта выполнения работ)
  • чертежи и схемы.

Особенности организации питания и питьевого режима

в летний период

        В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников уделяется внимание:

  • качеству продуктов;
  • условиям, срокам хранения продуктов;
  • соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд;
  • срокам годности и условиям хранения готовых блюд. 

Питание в летний период имеет свои особенности:

  1. Возрастают денежные нормы расходов на питание на 10%.
  2. Примерные двухнедельные рационы разрабатываются с учетом сезонности, предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
  3. Ежедневно проводится С-витаминизация дневного рациона (супов или напитков) с целью профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ
  4. Вводится второй завтрак (сок, фрукты). 

         Необходимо помнить, что во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Поэтому в летний период особое внимание уделяется организации питьевого режима. Для его организации используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости (заводские бутылки), или кипяченая, которая хранится не более часов.

        Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Она выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком. Вода и посуда для нее располагается на улице либо на прогулочной веранде на подносе, укрывается чистым полотенцем или салфеткой, воспитатель или помощник воспитателя следят, чтобы дети пили из отдельных стаканчиков (кружек). Если это одноразовая посуда, она тут же утилизируется, если индивидуальные кружки, то используются, предназначенные для третьих блюд в группе, которые тут же уносит помощник воспитателя для мытья в группе. Поение нескольких детей из одной кружки не допускается. 

Необходимо обеспечить обязательный запас на пищеблоке охлаждённой кипячёной воды либо, если используется бутилированная вода, ее запас. В группе должен быть график смены кипячёной воды.

Контроль со стороны руководителя или лица, его заменяющего

        В летний период нельзя забывать о контроле со стороны руководства. Руководитель учреждения дошкольного образования контролирует следующие вопросы:

–       состояние пропускного режима, наличие и порядок ведения документации, содержание запасных выходов;

–       выполнение должностных обязанностей педагогическими и техническими работниками;

–       качество поставляемых продуктов питания, введение в рацион соков, фруктов, овощей;

–       сроки годности и условия хранения продуктов, готовых блюд, соблюдение требований к технологии приготовления готовых блюд; 

–       процесс С-витаминизации дневного рациона;

–       соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке. 

Также руководитель организует проведение планового контроля:

  • питьевой режим воспитанников;
  • обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в группах;
  • проведение всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
  • обеспечение детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
  • исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • засетченности окон (состояние сеток).

Организация образовательного процесса

в учреждении дошкольного образования в летний период        

         Развивающая предметно-пространственная среда в группах оснащается в соответствии с возрастом воспитанников. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учетом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели).    В каждой группе обновляется схема рассадки воспитанников так же с учётом объединения групп.

        В летний период обеспечивается мытьё ног после прогулки. В туалетных помещения душевой поддон должен быть оборудован поручнями. Полотенца, включая и для ног, соответствуют количеству детей в группе на сегодня и сменяются по мере загрязнения.

        Состояние выносных игрушек постоянно отслеживается, своевременно убираются сломанные. Игрушки для игры на улице в конце дня моют непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

Распорядок дня соответствует возрасту детей. При его составлении соотносят время приёма пищи в группе с временем выдачи пищи на пищеблоке. Интервал должен составлять 5-10 мин.      

     Планирование работы учреждения дошкольного образования в летний период является частью годового плана учреждения дошкольного образования на учебный год, работа по которому ведётся в трёх направлениях: с педагогическими работниками, с воспитанниками, с законными представителями.

        

Формы работы с педагогическими работниками

        Как уже было сказано, при переформировании групп педагогические работники оформляют новую маркировку, схему рассадки, обновляют данные воспитанников и их законных представителей.

  • При подготовке к новому летнему периоду заместитель заведующего по основной деятельности планирует тематику творческих проектов, реализуемых в летний период, в апреле-мае включает вопросы для рассмотрения с педагогами:
  • «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение деятельности педагога в период летних каникул»
  • «Создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования»
  • «Оказание доврачебной помощи» (с привлечением медицинских работников)
  • «Организация и проведение прогулки в детском саду»
  • «Организация и проведение экспериментов с воспитанниками летом»
  • «Особенности художественно-эстетического воспитания детей в летний период»       

         С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников организуется выставка методической литературы, материалов из опыта работы с воспитанниками летом за предыдущие годы, пополняется методическая литература по планированию образовательного процесса с воспитанниками в летний период по всем возрастным группам, художественная литература  для  чтения  детям, пересматривают картотеки подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них.

Работа с воспитанниками

        Во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которые проводятся ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)

 

        Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.

Так самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении образования. Для ее разнообразия в летний период создают следующие условия:

  • включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
  • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;
  • предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;
  • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.        

         При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности соблюдается индивидуально-дифференцированный подход с учетом:

  • физической подготовленности воспитанников;
  • уровней двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети);
  • состояния здоровья воспитанников (основная, подготовительная, специальная медицинская группы, группы лечебной физической культуры);
  • пола воспитанников (девочки, мальчики).

         В мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет включают различные формы организации пешего туризма (экскурсии, прогулки, пешеходные (туристские) прогулки и пр.). Организация экскурсий (прогулок) за пределы учреждения образования осуществляется в целях формирования объективного отношения к историческому прошлому, сохранению и укреплению единства нашего народа, уважения к культурно-историческому и природному наследию.

        

         Требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации и проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения образования), наличию и ведению соответствующей документации определены Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правилами безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).      

         Важным средством укрепления здоровья воспитанников является закаливание при условии, что оно органично включено в комплекс различных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.     

Методы закаливания с учетом возраста воспитанников включают в компоненты распорядка дня, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

         Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:

  • изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.  

         В летний период с целью создания эмоционального комфорта воспитанников целесообразным является:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение конкурсов с различными номинациями, развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными, природными и дополнительными материалами, содействуют формированию (развитию) и закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с водой, песком.

        В летний период для создания эмоционального благополучия воспитанников проводят тематические развлечения «Купалле»,        «Яблочный спас», праздники и другие мероприятия.     

        В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста включают в содержание развлечения, праздники, иные мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др. (День всенародной памяти жертв Великой отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь).        

       В рамках исполнения приказа Министра образования № 368 от 25 мая 2022 г. «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» в учреждениях образования проводятся торжественные линейки с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком), приуроченных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики).        

        В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение воспитанников к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, учебной программой по образовательной области «Искусство» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2017 г. № 108), включают в компоненты распорядка дня и разные виды детской деятельности.     

       Важное место в период летнего периода является межведомственное взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Добровольным пожарным обществом, Государственной автоинспекцией, организацией ОСВОД как с воспитанниками, так и с трудовым коллективом по актуальным темам, которое позволяет формировать представления и навыки безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, на дороге, при пожаре. 

        Прогулка в летний период проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять не следует.     

        Всестороннему развитию детей содействует разнообразный труд в природе. Содержание труда в летний период включает:

  • выращивание зелени, цветов на участке;
  • оформление клумб;
  • уход за растениями, помощь воспитателю в выносе игрушек, наполнении водой емкостей, поливке участка, мытье игрушек;
  • поливка и перекопка песка, раскладывании игрушек в песочнице. 

       Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

         

Формы работы с семьей

          Для организации полноценного отдыха и оздоровления детей огромную роль играет сотрудничество детского сада и семьи. Так проводится информационно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) воспитанников о целях деятельности учреждений образования в летний период, реализуемых задачах и проводимых мероприятиях, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс (участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, в том числе организации оздоровления детей в условиях семейного воспитания и пр.).        

         Данные вопросы освещаются на родительских собраниях в мае, на которые приглашают инспектора ГАИ, представителей службы МЧС, ОСВОД, специалистов центра гигиены и эпидемиологии.        

         Обращают внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о распорядке дня в детском саду и дома, закаливании, питании, организации активного отдыха в выходные дни, использовании спортивного инвентаря в физическом развитии детей, безопасности детей на улицах города, даче, на водоеме, о питании. Меню на сегодня находится в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя дошкольного образования с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю. Так же регулярно (раз в неделю) обновляется информация на сайте о жизнедеятельности воспитанников.        

        Таким образом, успех работы в летний период определяется, прежде всего, тем, насколько качественно и своевременно подготовился к ней коллектив учреждения дошкольного образования.