Система образования

Цель и задачи работы

Цель и задачи работы управления по образованию

на 2020/2021 учебный год

 

Цель: Создание оптимальных комплексных условий для успешного функционирования и динамичного развития системы образования, спорта и туризма, обеспечения качества образования, его эффективности в соответствии с актуальными и перспективными потребностями региона.

Задачи:

-обеспечить выполнение Плана мероприятий по кадровому обеспечению учреждений образования района на 2016-2020 годы в части образовательного и квалификационного уровня педагогов;

-проводить качественную профориентационную работу с учащимися учреждений общего среднего образования на педагогические специальности и подготовку педагогов на условиях целевых договоров;

-обеспечить закрепление молодых специалистов на местах;

-развивать вариативные формы дошкольного образования, обеспечивать качественное взаимодействие с территориальными организациями здравоохранения по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников;

-проводить работу по созданию условий для получения качественного образования, реализации способностей одаренных учащихся;

-продолжить работу по реализации Концепции инклюзивного образования,  формированию толерантного отношения к детям с ОПФР, обеспечению участия законных представителей детей с ОПФР в составе органов самоуправления (совет учреждения, попечительский совет, родительский комитет),созданию адаптивно-развивающей и безбарьерной среды;

-продолжить деятельность детских и молодежных общественных объединений по патриотическому воспитанию и формированию у учащихся активной гражданской позиции; наладить регулярное информационно-аналитическое сопровождение их деятельности, содействовать реализации молодежных социально значимых инициатив;

-вести поиск современных моделей успешной социализации детей, интегрированных моделей организации общего и дополнительного образования детей и молодежи;

-обеспечить социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; проводить тщательный анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними;

-выстраивать систему воспитательной работы учреждений образования на основе практики активного и открытого взаимодействия с родителями;

-обеспечить системную работу по предупреждению семейного неблагополучия; повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) обучающихся;

-проводить модернизацию и обновление материально-технической базы учреждений образования, оснащение их современными средствами обучения и учебным оборудованием, обеспечение безопасности образовательного процесса

Образование сегодня

Система образования Слуцкого района включает 87 учреждений образования: 40 учреждений дошкольного образования, 38 учреждений общего среднего образования (в том числе 2 гимназии, 5 учебно-педагогических комплексов ясли-сад-средняя школа,), 4 учреждения дополнительного образования детей и молодежи (государственное учреждение образования «Слуцкий Центр детского творчества», государственное учреждение образования «Слуцкий центр туризма», государственное учреждение образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», государственное учреждение образования «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи»), государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», государственное учреждение образования «Слуцкий социально-педагогический центр», 3 учреждения образования областного подчинения (учреждение образования «Слуцкий государственный колледж», учреждение образования «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей», государственное учреждение образования «Минское областное кадетское училище»).

На территории Слуцкого района функционирует 1 детский дом семейного типа.

В текущем учебном году обучается 9509 учащихся, в том числе в сельской местности - 2104, воспитывается в дошкольных учреждениях 3942 ребенка, 661 из них в учреждениях, расположенных в сельской местности.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет в 2020 году составил 92,2%, в том числе в сельской местности 58%. Все дети пятилетнего возраста охвачены подготовкой к обучению в школе.

Для обеспечения доступности дошкольного образования организован подвоз 162 воспитанников из 16 населённых пунктов, расположенных в сельской местности.

1 сентября 2020 года открыто и функционирует 593 класса, в том числе 1-ых – 57 (961 учащийся).

На уровне общего среднего образования созданы и постоянно совершенствуются условия для реализации вариативных форм и программ получения образования.

 В 2020/2021 учебном году для учащихся X и XI классов организовано профильное обучение в учреждениях образования, охват которым составляет 49,2% от общего количества учащихся X-XI.

В районе работают профильные классы профессиональной направленности: 2 педагогических класса в ГУО «Средняя школа № 12 г. Слуцка» (50 учащихся), 2 педагогические группы в ГУО «Греская средняя школа» (18 учащихся), профильная группа аграрной направленности в ГУО «Весейская средняя школа» (5 учащихся); 2 военно-патриотических класса в ГУО «Средняя школа № 5 г. Слуцка» (53 учащихся), 2 правовые группы в ГУО «Средняя школа № 2 г. Слуцка» (16 учащихся), 2 спортивных класса в ГУО «Средняя школа № 10 имени С.Ф.рубанова г. Слуцка» (33 учащихся).

Учреждения образования Слуцкого района обеспечены педагогическими кадрами на 100%.

В 2020/2021 учебном году в учреждениях образования района работает 1834 педагога:

в системе общего среднего образования – 1166,

дошкольного – 560,

дополнительного – 108.

Высшее образование имеют

89,8% педагогов учреждений общего среднего образования

59,3% педагогов учреждений дошкольного образования

75,18% педагогов учреждений дополнительного образования

В Слуцком районе учителя-методиста общего среднего образования

Переподготовку по востребованным в районе специальностям (дошкольное образование, интегрированное обучение и воспитание, менеджмент, социальная педагогика, практическая психология) завершили в 2020 году 7 человек, продолжают обучаться – 18.

В 2020 году к работе в учреждениях образования приступили 49 молодых специалистов (из них 26 выпускников учреждений высшего образования, 23 выпускника учреждений среднего специального образования, в том числе 9 целевиков).

В районе проводится достаточная работа по закреплению молодых специалистов на первом рабочем месте. Закрепление молодых специалистов в 2020 году составило 62% Объективной причиной увольнения молодых специалистов является их возвращение по месту жительства родителей. Остаются работать уроженцы Слуцкого района.

В 2020 году заключен 21 договор на целевую подготовку, в том числе 16 - с учреждениями высшего образования и 5 – среднего специального.

В 2020 году сменилось 7 руководителей, трое из которых достигли пенсионного возраста, назначены из резерва кадров района 3 руководителя. Процент руководителей пенсионного возраста составил 10% (2019-9%).

Педагоги Слутчины всегда высоко держат профессиональную планку, успешно идут в ногу со временем, постоянно работают над повышением качества образования. За 2020 год наградами республиканского уровня награждены 9 работников,

областного – 50,

районного – 26,

наградами управления по образованию – 254 работника,

1 педагог награжден нагрудным знаком «Отличник образования».

По итогам республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года Республики Беларусь» Гяч Виктория Петровна стала победителем в номинации «Воспитатель дошкольного образования».

Виктория Петровна награждена Министерством образования дипломом победителя республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2020»; отмечена благодарностью Президента Республики Беларусь; награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».

Большое внимание в районе уделяется проектной и инновационной деятельности. В республиканских и областных проектах в 2020/2021 учебном году участвуют 14 учреждений образования, что составляет 16,9% от общего количества учреждений

Достигнута стабильность участия высокомотивированных учащихся в областных, республиканских и международных конкурсных мероприятиях.

В 2021 году команда учащихся Слуцкого района в количестве 77↑ человек принимала участие в третьем (областном) этапе республиканской олимпиады. Победителями стали 40↑ учащихся (процент успешности – 51,95↑) Слуцкого района.

На заключительном этапе в 2021 году – 7 дипломов (два диплома I степени, один диплом II степени и четыре диплома III степени) и 2 Похвальных отзыва в копилке побед Слуцкого района.

Ежегодно имеем победы не только на областном этапе, но и республиканском в конкурсе работ исследовательского характера: по итогам областного конкурса исследовательских работ учащиеся района завоевали 4 диплома: один диплом I степени, три – III степени; на заключительном этапе в 2020 году - диплом I степени и диплом III степени.

Пять дипломов (два диплома I степени, один – II степени, два – III степени) получили наши учащиеся на областном этапе республиканского конкурса научных исследовательских краеведческих работ в 2021 году.

С 2011 года команды учащихся участвуют в предметных турнирах по физике, математике и химии.

В 2020 году в ХXVIII Республиканском турнире юных физиков команда учащихся ГУО «Средняя школа № 10 имени С.Ф.Рубанова г. Слуцка» завоевала диплом III степени.

Почетное звание «Ученик года Минской области – 2020» в номинации «Проектная деятельность» присуждено учащейся XI класса ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка» Гринюк Елизавета. Учащиеся СШ № 11 стали финалистами и участниками престижного республиканского конкурса «100 идей для Беларуси»;

Проектно-исследовательская деятельность учащихся Слуцкого района звучит и на международной арене:

VIII Международный конкурс проектно-исследовательских работ школьников, студентов и педагогических работников «Призма», два диплома II степени;

один диплом II степени и два диплома III степени ХХХ Открытой московской инженерной конференции школьников «Потенциал» в НИУ «Московский энергетический институт» в г. Москва (Российская Федерация)

XХV республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференции) учащихся по астрономии, биологии, информатике, математике, физике, химии 2020/2021 учебного года, диплом III степени и Похвальный отзыв

диплом I степени XIII Международной научно-практической конференции учащихся и студентов «Молодежь и инноватика» (Лавриеня Иван, учащийся ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка», рук. Максименко Т.Е.);

2 диплома, медаль имени Ю.Гагарина XLVII международных общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А.Гагарина

диплом I степени XXVII Всероссийских Юношеских Чтений имени В.И.Вернадского

диплом 2 степени и диплом лауреата премии бизнес-жюри в секции «Системное программирование и компьютерные технологии» Всероссийского конкурса научных и инженерных проектов «XVI Балтийский научно-инженерный конкурс»;

диплом 2 степени XXII Международной конференция научно-технических работ школьников «Старт в Науку» на базе Московского физико-технического института;

диплом 1 степени в категории «Технологии» Республиканский социально-образовательный проект «Першыя» в категории «Технологии» …

и многие другие.

Ежегодно лучшим учащимся и педагогам вручаются свидетельства специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В 2020 году учащихся премированы специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.

В учреждениях дополнительного образования занимаются 4643 учащихся. Доступность и вариативность системы дополнительного образования детей и молодежи образования района позволяет обеспечивать высокий охват детей и молодежи дополнительным образованием, который сегодня составляет 48,8%.

В 2020 году учащиеся и педагоги ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» завоевали 306 дипломов областного уровня, 245 – республиканского и 368 – международного.

На республиканском и областном уровне ГУО «Слуцкий центр туризма» завоевал 359 дипломов.

Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в номинации «Лучшее учреждение специального образования» занял первое место в областном конкурсе «За достижение высоких показателей в развитии образования на лучшую организацию работы учреждений образования по итогам 2020 года.

С сентября 2020 года с целью формирования толерантного отношения к детям с ОПФР в Слуцком районе педагогами ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» совместно с ГУО «Средняя школа № 13 г.Слуцка» реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития». А также в этот период специалисты ГУО «Ясли-сад №19 г. Слуцка» приступили к реализации экспериментального проекта «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра».

В регионе системно ведется работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования.

На проведение ремонтов в 2020 году направлено 1,2 млн.рублей.Основыми видами работ стали:

ремонт кровли в 5 учреждениях образования на сумму 69,9 тыс. рублей

ремонт котельных в 3 учреждениях образования на сумму 7, 4 тыс. рублей

выполнен капитальный ремонт в 3 учреждениях образования на сумму 110, 5 тыс. рублей

 За средства районного бюджета выполнены ремонты по текущему ремонту в 58 учреждениях образования.

В 2020 году в рамках централизованной закупки главного управления по образованию Минского облисполкома произведена закупка 2 автобусов на сумму 161,0 тыс. рублей

В 2020 году закуплено 48 единиц технологического и холодильного оборудования, мебель и посуда на сумму 540,5 тыс. рублей.

Для укрепления материально-технической базы учреждений общего среднего в 2020 году приобретены:

компьютерная техника - 42 единицы, на сумму 69,2 тыс. рублей;

спортивный инвентарь-на сумму 7,3 тыс. рублей;

мебель, учебное оборудование – на сумму 8,9 тыс. рублей.

Также в учреждениях образования города и района установлены системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (АПС и СОоП), что дает возможность экстренного вызова сотрудников РОЧС при возникновении непредвиденных ситуаций.

Системой пожарной сигнализации (АПС) оборудовано 62 учреждения образования.

Системой оповещения о пожаре (СОоП) оборудовано 21 учреждение образования

свернуть

Краткая историческая справка

Первая школа в городе была открыта во 2-й половине ХVI в. при дворе князей Олельковичей. В начале Х в. при Преображенском православном монастыре начала работать школа с преподаванием на белорусском языке, а в 1617 г. – гимназия. Со временем гимназия приобрела большую популярность и стала одним из лучших учебных заведений не только в Беларуси, но и за ее пределами.
    В разные периоды в Слуцке были частное коммерческое училище, народное училище, церковно-приходские школы. После 1917 г. открылись профессионально-техническая школа, сельскохозяйственный и строительный техникумы, педагогическое училище. В 1939 г. действовали 14 школ и 5 детских садов.
    До 1917 г. на территории района было 19 церковно-приходских школ, в которых училось до 650 учеников, 82% населения района составляли неграмотные.
    В 1934 г. в районе имелось 34 неполные средние школы (семилетки), в которых обучалось 17835 детей. В 1945 г. действовали 60 начальных, 15 неполных средних и 4 средние школы. Работали 416 учителей, из них только 8 имели высшее образование.
Сегодня система образования  Слуцкого района  включает в себя 2 гимназии, 28 средних школ, 5 УПК яслей-садов-СШ, 3 базовые школы, 38 дошкольных учреждений, 2 дошкольных Центра развития ребёнка,  4 разнопрофильных учреждения дополнительного образования,  центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогический центр.
    Следуя традициям прошлого и оставаясь открытым к нововведениям  настоящего, управление по образованию, спорту и туризму  Слуцкого райисполкома сегодня свою основную задачу видит в создании целостной региональной системы образования, целью которой является повышение качества образования, приведение его в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологической, конкурентоспособной экономики.
 
свернуть