Ответственность родителей за воспитание детей

Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Охрана прав детей в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. Специальные нормы, касающиеся прав ребенка, содержатся в Уголовном, Уголовно - процессуальном, Гражданском, Жилищном кодексах, Кодексе об образовании и других кодексах Республики Беларусь. Отдельные права ребенка регулируются также следующими законодательными актами: Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» и иными.

Справочно. В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» законодательно закреплены: право каждого ребенка жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на жилище, право на наследование от родителей (статья 16, 18, 19) и др.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Ст. 9.4. Кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении.

Невыполнение родителями или лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа до 10 базовых величин.

По состоянию на 1 января 2018 г. в Слуцком районе проживало более 17 тыс. несовершеннолетних. Здоровье, образование, духовно­нравственные ценности, социальные и личностные качества, гражданская позиция и политическая активность, выбор жизненных приоритетов этой группы граждан будут напрямую влиять на развитие Республики Беларусь в ближайшем будущем, в том числе на уровень рождаемости, благополучие института семьи, темпы развития экономики, социально-политическую стабильность страны и безопасность общества.

В стране создана стабильная и эффективная система мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей. Наряду с мерами материальной поддержки семьям, воспитывающим детей, предоставлены правовые гарантии в области трудового, налогового, пенсионного законодательства. Дополнительные преференции предоставлены отдельным категориям семей, воспитывающим детей-инвалидов; внедряются новые виды социальных услуг: социальный патронат, услуга «социальной передышки», услуга почасового ухода за малолетними детьми (услуга няни) и др. Ведется целенаправленная работа по противодействию всем формам насилия, в том числе семейному насилию, по обучению детей безопасному и ответственному социальному поведению.

Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.

Со вступлением в силу с 1 января 2007 года Декрета № 18 ситуация стала меняться. Процесс выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите приобрел системность, а родители, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей, приобрели статус лиц, обязанных возмещать средства (177 в Слуцком районе), затраченные государством на содержание детей.

В соответствии с требованиями Декрета и с целью ранней профилактики семейного неблагополучия проводится системная работа по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. детей, условия жизни которых, создают угрозу для их жизни и здоровья. Межведомственное взаимодействие заинтересованных служб позволяет принимать оперативные меры реагирования по постановке на учет и организации профилактической работы с неблагополучными семьями.

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия остаётся наиболее актуальной. Информация о неблагополучии в семьях поступает в отдел образования, социально-педагогический центр из различных источников. За 2017 год таких информаций поступило 357, подтвердился 51 факт, за 1 квартал 2018г. соответственно -133/20.

Вся поступившая информация в обязательном порядке проверяется, проводится социальное расследование: изучаются условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, составляются акты обследования, проводятся профилактические беседы с родителями несовершеннолетних детей, родители приглашаются на консультации.

В случае выявления критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетние и их семьи признаются находящимися в СОП.

Таким образом, формируется банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, который ежемесячно обновляется.

В социально опасном положении на 01.04.2018 года признано 329 детей из 170 семей из них 133 ребенка растут в 39 многодетных семьях, (на 01.01.2018г. 345 детей-177 семьи).

Основными причинами признания несовершеннолетних находящимися в СОП являются:

родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, которые находятся в неблагоприятных условиях с наличием стрессовых ситуаций (пьянство родителей, финансовые проблемы, безработица, антисанитарные условия проживания);

родители оставляют детей без присмотра;

несовершеннолетний склонен к совершению действий, влекущих административную или уголовную ответственность.

Следующим этапом работы является организация помощи в реабилитации семьи в интересах ребенка. Используются различные формы и методы: посещения семьи педагогическими работниками; консультации психологической службы; оказание материальной и правовой помощи; работа по профилактике алкогольной зависимости с привлечением медицинских работников, меры по трудоустройству родителей.

Задачей всех служб, работающих с неблагополучными семьями - сохранение семьи для ребенка.

Справочно. За 2017 год удалось снять с данного учета 167 детей,

за 1 квартал 2018г. - 50 детей.

В случаях, когда работа по профилактике семейного неблагополучия не даёт положительных результатов, к родителям применяются меры, предусмотренные Декретом №18. Право принимать решения по признанию детей нуждающимися в государственной защите по ходатайству учреждений образования предоставлено комиссии по делам несовершеннолетних.

Признание несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите и помещение его на государственное обеспечение - крайняя мера, которая последний раз требует от родителей мобилизовать все свои силы, внутренние ресурсы, просить помощи у родных и близких для того, чтобы изменить обстановку в семье, устранить причины, послужившие отобранию детей.

На 1 апреля 2018 года 18 детей находятся в интернатных учреждениях (приют, дом ребенка) по причине отобрания у 13 родителей, признания нуждающимися в государственной защите.

В настоящее время в суде Слуцкого района на рассмотрении находится 4 исковых заявления отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома о лишении родительских прав (5 родителей в отношении 11 детей). Это те родители, которые не нашли в себе силы устранить причины, по которым изъяли детей из семьи.

Как показывает практика, Декрет № 18 - это принципиальный нормативный акт, который позволил вывести работу по защите прав и законных интересов детей на принципиально новый уровень.

Реализация основных положений Декрета № 18 позволила всколыхнуть целый пласт социально-неблагополучных семей, и, работая на профилактику социального сиротства, стабилизировать ситуацию с преступностью несовершеннолетних.

В Республике Беларусь развивается система охраны детства, обеспечивающая реализацию права ребенка на воспитание в семье. Приоритетной задачей государственных органов, учреждений образования является устройство детей-сирот в замещающие семьи (усыновление, установление опеки (попечительства), направление в приёмную семью, в детский дом семейного типа).

За 2017 г. в районе выявлено 23 ребенка, оставшихся без попечения родителей, в 2016 г.- 21, в 2015 г. -29, в 2014 г. - 18.

22 несовершеннолетних из 23 выявленных в 2017 году устроены на семейные формы (из них в семьи усыновителей-6 детей). Процент устройства на семейные формы воспитания в районе составил 95,7 %.

Основные причины приобретения статуса: лишение родителей родительских прав; нахождение родителя в местах лишения свободы; оставление ребенка. Так, в отношении 19 детей родители лишены родительских прав (8 семей (4 многодетной семьи); в отношении 3 несовершеннолетних - мать находилась в МЛС; 1 ребёнок - оставленный ребёнок.

За 1 квартал 2018 года выявлено 10 несовершеннолетних, из них по причине: лишение родительских прав - 3, МЛС - 6, 1 - мать признана недееспособной.

На 01.01.2018г. в районе воспитывалось 174 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях: 95 ребенка в 74 опекунских семьях, 44 - в 30 приемных семьях, 8 - в детском доме семейного типа. Также 56 несовершеннолетних воспитываются в 44 семьях усыновителей.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-­психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.

Чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

принимать активное участие в жизни семьи;

всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

уважать право ребенка на собственное мнение;

уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.