Дошкольное образование

Система дошкольного образования

Слуцкого района

 

Система дошкольного  образования Слуцкого района включает:

2 дошкольных центра развития ребёнка, 37 яслей-садов, 1 санаторный  детский сад, 5 учебно-педагогических комплексов ясли-сад - средняя школа.  На базе  45 учреждений дошкольного образования в 2018/2019 учебном году функционирует 218 групп, из них санаторных – 5, специальных – 24, интегрированных - 24. Численность воспитанников ежегодно увеличивается:  2016 - 3878, 2017 – 4070, 2018 – 4078, 2019 - 4086. Охват детей 3-6 лет учреждениями дошкольного образования  в Слуцком районе  в 2019 году составил 92,7%, в том числе в сельской местности – 59,4%. 

Одним из приоритетных направлений деятельности остается обеспечение доступности качественного дошкольного образования путем развития разных форм его организации, совершенствование процесса формирования социально-педагогического заказа на многоаспектные образовательные услуги учреждений дошкольного образования.

Увеличению количества мест в учреждениях дошкольного образования способствует организация новых форм дошкольного образования. В 2019 году открыто новых форм – 45 (сезонная площадка - 4, прогулочная группа -12, группа вечернего пребывания – 1, адаптационная группа – 2, материнская школа – 13, другие – 10). 

В учреждениях дошкольного образования организована работа по выполнению заказа родителей по расширению сети групп по интересам. В 2019/2020 учебном году организовано 166 групп по интересам, которые посещают 1899 воспитанника; из них на платной основе –  в 2019/2020 учебном году – 99, 1163 детей в них

На 01.09.2019 года проектная мощность учреждений дошкольного образования района составляет  5080 мест (городские – 3410, сельские – 1670). В учреждениях дошкольного образования района достаточно мест для удовлетворения запросов населения. Отсутствует очерёдность в предоставлении места детям, нуждающимся в определении в учреждение дошкольного образования. Выполнение норматива  социального стандарта по обеспеченности детей местами в учреждениях дошкольного образования на 01.07.2019 – 93,6. Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования – 100% на протяжении 2015 – 2019 г.г. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования Слуцкого района – по состоянию на 01.07.2019 г. – 3155,43 руб. в год.

Образовательный процесс осуществляет в 2019/2020 учебном году – 565 педагогов; в 2018/2019 учебном году – 561 педагог; 2017/2018 учебном году - 545 педагогов.

Анализ образовательного уровня педагогического работника определил положительную динамику количества педагогов в районе, имеющих высшее педагогическое образование, в сравнении с 2018 (57,2%) годом на 1,6% повысился, так в 2019 году 58,8% педагогов имеют высшее педагогическое образование.

В районе на 1,7% увеличилось количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (2016 - 11,2%;  2017 - 12,9%; 2018 – 18%, 2019 – 19,7%), 36,6% специалистов имеют первую квалификационную категорию (2018 – 37,8%, 2017 - 43,3%, 2016 - 44,4%). Вторая квалификационная категория педагогов составляет в 2019 году 19,1% (2018 год - 18%, 2017 – 15,7%, 2016 – 17,2%. Процент педагогов, не имеющих квалификационной категории (2016 - 27,2%; 2017 – 28,2%; 2018 - 26%), 2019 – 24,6%) свидетельствует  об обновлении кадрового состава.

Выполняются целевые показатели по образовательному уровню воспитателей дошкольного образования: доля воспитателей, имеющих образование по направлению «Педагогика детства» – 78,5%; доля воспитателей, имеющих высшую квалификационную категорию – 21,3%; доля воспитателей, имеющих первую квалификационную категорию – 32,6%.

Оснащение дошкольных учреждений игрушками, средствами обучения осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем средств обучения. Показатель обеспеченности учреждений средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми, игровым оборудованием, спортивным инвентарем, компьютерной техникой в среднем в Слуцком районе составил в 2019 – 88,1% (2018 – 84,6%; 2017 – 84,4%; 2016 - 79,4%; 2015 - 78 %). Значительно улучшает качество образовательного процесса внедрение учебных пособий для воспитанников (процент оснащения 2019 – 97,1%; 2018 - 88,42%; 2017 - 83,73%; 2016 - 83,1%; 2015 - 75,8%).

        

         Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2019/2020 учебном году:

-обеспечение действенных мер по созданию безопасных и здоровьесберегающих условий пребывания воспитанников в учреждениях образования;

-развитие вариативных форм дошкольного образования;

-совершенствование механизмов преемственности в работе учреждений дошкольного и общего среднего образования;

повышение профессиональной компетенции педагогов.

 


 

Организация групп кратковременного пребывания воспитанников

В учреждениях дошкольного образования могут создаваться группы кратковременного пребывания воспитанников (в том числе на платной основе): адаптационные, прогулочные, выходного дня, игровые сезонные площадки, Материнские школы. Содержание дошкольного образования в группах кратковременного пребывания, определяется базовым компонентом учебной программы дошкольного образования. В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.

Содержание работы с родителями (законными представителями) воспитанников, реализуемое в условиях Материнской школы, представлено в учебной программе дошкольного образования.

Группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) функционируют по гибкому режиму: ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год.

Адаптационные группы кратковременного пребывания детей.Эта модель предполагает, что воспитатели дошкольного образования, работая с детьми, в дальнейшем могут принять их в свою группу на постоянное пребывание.

«Материнские школы» функционируют по гибкому режиму: 2—3 раза в неделю, 2—3,5 часа в день (в зависимости от потребностей родителей). В таких группах решается спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий, игр со взрослыми и сверстниками.

Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей на базе учреждения дошкольного образования на период посевной, уборочной страды.

Группы выходного дня, вечерние группы.В такие группы могут быть приняты дети, не посещающие учреждение дошкольного образования, а также дети, которые посещают дошкольное учреждение на постоянной основе.

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.